Регистрация
Войти

Стародубские студенты встретились с участником спецоперации на Украине

Руководители региона приняли участие в торжествах в честь Дня пограничника

На брянщине пенсионерам с 1 июня будут увеличен прожиточный минимум и пенсии

Архив выпусков газеты
29 мая 2022, 12:17
12+

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФУНДАМЕНТ РЕГИОНА

23.04.2022, 10:48
21 апреля в России отмечается День местного самоуправления. В этом году он носит особый характер, поскольку празднуется в 10-й раз. Впрочем,система муниципальной власти в нашей стране как наиболее близкая к жизни простых людей не является чем- то окончательно оформившимся и забронзовевшим, а наоборот, постоянно ищет новые формы и способы повышения эффективности. Один из элементов этого процесса - оформление системы публичной власти, запущенное поправками в российскую Конституцию.

Брянская область за последние годы стала регионом, где не только удалось выстроить эффектив-ную систему взаимодействия регионального и местного уровней власти, работающих не в конфликтно-популистской манере, а в тандеме, но и стать федеральной площадкой для обкатки ряда важных муниципальных практик. Регион стал одним из пионеров в развертывании программы инициативного бюджетирования, ставшей со временем законом на федеральном уровне, успешно реализуется переход к одноуровневой модели местного самоуправления (создание муниципальных округов путем объединения городских и сельских поселений с районами).

В течение многих лет главным консультативным и методическим институтом развития местного самоуправления на Брянщине является Ассоциация «Совет муниципальных образований Брянской области». Председателем правления АСМО является Сергей Лавокин, а директором - Наталья Пригаро. В канун Дня местного самоуправления мы побеседовали с ними.

- Сергей Николаевич, давайте вначале определимся, что из себя в настоящий момент представляет система местного самоуправления Брянской области?

- Сейчас в Брянской области насчитывается 236 муниципальных образований. Столь большое количество не должно пугать... Абсолютное большинство из них - сельские поселения, входя-щие также в состав районов региона. При этом у нас сейчас в некотором роде переходный период. Ожидается, что в рамках страны будет введен одноуровневый принцип организации местной власти, то есть останутся округа, районы, города, а сельские поселения будут включены в их состав с передачей полномочий. Например, у нас в регионе пошли по этому пути в Жуковском и Стародубском округах.

Муниципальная власть в России наиболее близка к людям. Депутатами часто становятся те, кого люди знают именно как соседей. У нас в области всего 2866 муниципальных депутатов. Это люди, решающие конкретные местные вопросы, напрямую вовлеченные в повестку.

За реализацию решений, принятых муниципальными депутатами, отвечают местные администрации. Всего в Брянской области 2015 муниципальных служащих.

Муниципальные власти отвечают за широкий спектр вопросов. Прежде всего это благоустройство и жилищно-коммунальный комплекс, а также социальная сфера. Я всегда повторяю этот тезис: именно по работе конкретного муниципального служащего на местах жители судят в целом о качестве работы региональных, да и федеральных властей. Трудно ве-рить в успехи страны, когда местный «Иван Иванович» тебя два года кормит обещаниями сделать нормальную дорогу. Вот тут очень важен момент качественной кадровой работы. Вообще муниципалитеты - это такой фундамент региона, от которого, насколько все правильно функционирует «на земле», зависит многое.

- Наталья Владимировна, расскажите, чем занималась ассоциация минувший год и какое влияние на работу оказали эпидемиологические условия.

- Одно из ключевых направлений работы - инфор мационно-методическое. Мы ежедневно сталкиваемся со сложностями при рассмотрении изменений действующего законодательства. Поэтому делаем обзоры изменений и практик, типовые документы, проводим консультирование. Например, в этот период очень большая работа была проделана в сфере муниципального контроля и инициативно - го бюджетирования.

Понятно, что в условиях пандемии сократились возможности живого общения и непосредственного обмена практиками и опытом. Но нами было организовано взаимодействие в онлайн- среде, доказавшее эффективность.

Одним из методов обучения муниципальных служащих в рамках Совета является проведение вебинаров. Ориентируясь на вопросы муниципалов, для глав городов и районов области за прошлый год исполнительной дирекцией было проведено уже 44 онлайн-семинара на различные темы, если сравнить с прошлым годом, их количество удвоилось.

- Расскажите про участие в законодательной работе.

- Исполнительная дирекция АСМО Брянской области в прошлом году совместно с муниципалитетами работала над законопроектами по упрощению процедуры регистрации территориального общественного самоуправления, участвовала в проекте по инвентаризации полномочий местного самоуправления, в обсуждении Основ государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления до 2030 года. Мы, предва-рительно проработав, также поддержали концепцию законодательной инициативы о публичной власти, где прописаны организа ционные основы местного самоуправления, она была принята в первом чтении в Государственной Думе.

- Сергей Николаевич, как оценивается брянский опыт в сфере местного самоуправления на общероссийском уровне?

- С федеральными объединениями у нас давно сложились замечательные продуктивные отношения. Здесь, конечно, надо отдельно добрым словом отметить депутата Госдумы Виктора Кидяева, много сделавшего для развития местного самоуправления в стране. Он не раз бывал у нас в регионе, а успешные брянские практики тиражировались по стране.

Сейчас в России действует Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления. Показатель высокого доверия и признания качества работы брянских муниципалитетов в том, что наши коллеги вошли в составы профильных комиссий ВАРМСУ Например, глава города Севска Елена Владимировна Добро- дей является председателем палаты городских поселений конгресса.

Кроме того, брянские муниципалитеты вместе с дирекцией ассоциации ежегодно участвуют в составлении доклада о состоянии местно - го самоуправления, который направляется в правительство Российской Федерации. В последнем докладе было более сотни различных предложений. Часть из них имеет потенциал для законодательной инициативы.

- Наверно, имеются и благодарности за качественную работу?

- Да, работа брянского Совета муниципальных образований неоднократно отмечалась на общероссийском уровне, опыт работы заслушивался на различных форумах. Отдельная наша гордость - участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика». Ведь это не просто раздача наград. Подготовка к нему, знакомство с практиками других участников стимулирует наших муниципальных служащих искать новые, более эффективные формы работы, внедрять более совершенные практики. То есть в конечном итоге награду получает не только «муниципал», но и житель данной территории - в виде более комфортных условий проживания или простоты получения какой-либо муниципальной услуги. Тут надо сказать большое спасибо нашему губернатору Александру Богомазу, который всегда прислушивается к муниципалитетам, помогает им во многих начинаниях.

А если говорить о качестве работы брянских муниципалитетов, то замечу, что за минувший год от нашего Совета были награжде - ны 102 сотрудника органов местного самоуправления, от департамента внутренней политики Брянской области - 76, 10 человек отмечены Благодарностями Губернатора Брянской области, а также от ВАРМСУ и Конгресса.

- Две успешные брянские муниципальные практики, о которых не раз доводилось слышать и из уст федеральных спикеров, - это инициативное бюджетирование и создание в регионе эффективной системы территориальных органов самоуправления (ТОСов). Наталья Владимировна, расскажите, что за минувший год делалось в этом направлении.

-  Да, Брянская область в том числе и благодаря позиции нашего губернатора Александра Богомаза была в числе первопроходцев программы инициативного бюджетирования, еще до того, как по инициативе «Единой России» был принят соответствующий закон. А если говорить о последних итогах, то за последний год только по инициативе органов ТОС уже реализовано 174 проекта. И с каждым годом число людей, участвующих в обустройстве своих сел, деревень и городов посредством инициативного бюджетирования, становится все больше. В прошлом году на эти проекты было предусмотрено 150 млн рублей, на текущий год за планировано столько же. А если говорить о пятилетке (на Брянщине проект стартовал в 2018-м), было выделено более 500 млн рублей и подано 578 заявок, финансовую поддержку получили 373 проекта. И это конкретные преобразившиеся или появившиеся скверы, спортплощадки, памятники, места досуга и другие объекты, за которые местные жители благодарны.

Что касается, собственно, ТОСов, то, если помните, у нас мощный импульс по их созданию пришелся на тот же период. Тогда катализатором выступила губернаторская инициатива «Всем миром!» по приведению в порядок погостов. Люди сорганизовались на одно благородное дело, а потом поняли: вместе проще решать и другие локальные вопросы. Сейчас в Брянской области действует 468 органов ТОС.

У нас уже 5 лет успешно действует Ассоциация территориальных общественных самоуправлений Брянской области, которая занимается координацией деятельности ТОСов в ре-гионе. Так, благодаря этому члены ассоциации принимают участие в обучающих семинарах для активистов ТОС (юридические, финансовые вопросы).

Тосовцы занимаются не только решением местных жилищно-коммунальных вопросов, но и организуют спортивные, культурно-массовые, благотворительные мероприятия, праздники двора, патриотические, экологические и другие акции. В период пандемии они активно подключились к волонтерскому движению, а сейчас принимают участие в сборе гуманитарной помощи мирным жителям ДНР, ЛНР и Украины.

Это как раз прекрасные примеры самоорганизации граждан на местах, их роль будет только возрастать в свете развития системы публичной власти.

- На этой теме хотелось бы остановиться подробнее. Не секрет, что в рамках обсуждаемого и принятого в первом чтении законопроекта вводится одноуровневый принцип организации местного самоуправления, то есть фактически уйдут в прошлое сельсоветы. Сергей Николаевич, как эта мера отразится на качестве управления на местах?

- Оно должно стать лучше. Поймите, каждое полномочие должно быть подкреплено двумя «фундаментами»: бюджетными средствами и людьми, способными работу делать. К сожалению, есть случаи, когда доходов бюджета сельского поселения с трудом хватало на зар-плату главе и коммуналку за здание. Ну вот скажите, как такое муниципальное образование может благоустройством заниматься? Или водо - проводную сеть обновлять? Значит, надо у кого-то средства забирать, возникают во - просы, обиды. Опять же, каждая подобная передвиж-ка средств требует нормативного оформления - в итоге низкая скорость принятия решений. Это по всей стране такая практика. В Брянской области были прецеденты по объединению местных поселений. Это позволяло выравнивать ситуацию. Но все же соглашусь с нашими законодателями, лучше прийти к одноуровневой модели, когда есть один уровень местного самоуправления - округ (или район, или город, в зависимости от ситуации). И у него один бюджет, где уже хватает денег на все населенные пункты, а если надо срочно двигать, то не теряются месяцы.

И кадровый вопрос - он тоже остро стоит. Глава поселения должен обладать широким кругозором и в юридической сфере, и в бюджетировании, и в строительстве, и в муниципальном контроле. А среди местных жителей не всегда таких легко найти. Получается, проще, чтобы на месте работал сотрудник окружной администрации, который жителям помогал все необходимые муниципальные услуги оформлять и заявления составлять, а уже на уровне муниципалитета специалисты занимались решением вопроса. Так эффективность повышается, а доступность для жителей не теряется.

Конечно, я сейчас описал идеальную и упрощенную модель. Реальный процесс перехода, когда он начнется, будет сложнее. Вместе со всем муниципальным сообществом мы переживаем: как будем реализовывать данный закон, когда он будет принят в окончательном чтении? Для этого необходимо четко определить понятийный аппарат, глоссарий законопроекта. Чтобы основополагающие моменты, которые уже работают, плавно перешли в новый нормативный документ. Мы действительно провели большую работу внутри региона, отправили все наши предложения законодателям.

Плюс надо не забывать, что систему публичной власти, которая будет запущена в нашей стране, усилит взаимодействие государственных и муниципальных структур, точно пропишет их сферы ответственности и порядки решения вопросов. Это, безусловно, сработает на благо жителей. А вот расширение институтов ТОС, других форм самоорганизации жителей на местах тоже будет способствовать вовлечению жителей в улучшение территорий проживания.

- Сергей Николаевич, что бы Вы пожелали в этот праздник всем занятым в местном самоуправлении?

- Всегда помнить, что вы работаете для людей, являетесь самыми близкими помощниками для жителей. Очень важно, чтобы каждый приходящий в муниципальную власть понимал, что идет сюда помогать своим землякам, соседям, людям, которые его знают, а значит, и спросят как со своего. Желаю, чтобы всегда было стремление профессионально расти, совершенствоваться, а достигнув успеха, делиться опытом.

- А Вы, Наталья Владимировна?

- А я хотела бы пожелать, чтобы профессиональная деятельность всегда доставляла радость. Прежде всего от ее результатов, от того, что твой поселок или райцентр становятся лучше, а люди говорят тебе спасибо.

Беседовал Сергей МАТВЕИН.

Комментарии (0)