Регистрация
Войти

Юлия Зуева из Брянской области стала победителем конкурса «Лидеры России»

На Брянщине по нацпроекту «Экология» приобретают технику для борьбы с лесными пожарами

ГОРОД БРЯНСКИХ ЦЕМЕНТНИКОВ ФОКИНО ОТМЕЧАЕТ 60-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ

Архив выпусков газеты
27 февраля 2024, 02:49
12+

В Брянске появится музей-концлагерь Dulag 142

23.11.2022, 09:07
Мемориально-образовательный комплекс в память об узниках нацистского концлагеря Dulag 142 будет открыт в Брянске на месте бывшего АО «85-й ремонтный завод», где во время оккупации и располагался этот страшный объект.

Некоторое время назад территория бывшего концлагеря «Дулаг-142» была включена в реестр объектов культурного наследия. Впоследствии появилась инициатива о создании мемориально-образовательного комплекса, которая была поддержана президентом РФ Владимиром Путиным. Последнее случилось 15 ноября на заседании Российского оргкомитета «Победа». Музейный комплекс будет разбит на зоны, которые наглядно будут показывать посетителям в каких условиях содержались узники, где проходили захоронения погибших и убитых, и как вообще функционировал лагерь. На территории бывшего 85-го военного завода сохранилось около двадцати зданий, имеющих непосредственное отношение к Dulag 142. Это лагерные бараки, карцер, лазарет, мастерские, кузницы. Начиная с марта 1942 года в «Дулаг-142» стали сгонять и мирных жителей из прилегающих к Брянску сёл и деревень. Так фашисты освобождали от населения районы с высокой партизанской угрозой, зачищали прифронтовую зону и набирали рабов для нужд Третьего рейха. Как следует из показаний выживших свидетелей, на территории концлагеря находилось более 10 бараков, в каждом размещалось до 1500 человек (!) на деревянных четырехэтажных нарах. Бараки кишели насекомыми. Кормили военнопленных так: утром именуемый чаем кипяток и 200 грамм хлеба для взрослых и 100 грамм для детей, в 5 часов – литр баланды из непросеянной гречневой муки на взрослого и пол-литра на ребенка.

Впрочем, хлебом выдаваемый продукт можно было назвать с большой натяжкой, а баланда нередко состояла из непроваренной гречихи или полусырых отбросов от овощей. Временами обеда из баланды не было совсем. За малейшие проступки следовали жестокие наказания. Если военнопленный вышел из шеренги или собирал щепки для приготовления пищи, его избивали резиновыми плетьми и лишали пищи. Нередко военнопленных забивали до смерти. Царившие в барках сырость и холод, антисанитария, голод и фашистские издевательства – все это приводило к гибели людей. Сначала умирали дети и старики, потом и все остальные. Периодически вспыхивали эпидемии инфекционных заболеваний. От тифа, дизентерии, чесотки, заболеваний желудка умирало не менее 80% заболевших, так как ни медикаментов, ни питания для больных узников нацисты не выделяли. Два раза в день телеги, нагруженные сотнями трупов узников, вывозились и сгружались в братские могилы. Часто трупы не вывозили по нескольку дней, и они оставались в бараках вместе с живыми людьми. В конце лета 1943 года лагерь отходил на запад вместе с линией фронта. Судьба пленных, оставшихся на его территории к моменту отступления немцев, доподлинно неизвестна, однако скорее всего узники были убиты фашистами. После освобождения Брянщины во всех районах были созданы государственные комиссии по расследованию злодеяний немецких оккупантов. По оценкам комиссии в «Дулаг-142» убито и погибло от голода и болезней до 40 тысяч человек – они были захоронены в братских могилах на территории лагеря. При этом десятки тысяч людей погибли от насильственной смерти, так как при раскопках могил выяснилось, что у большинства захороненных были прострелены или проломлены черепа. История «Дулаг-142» – это наглядный пример того, как гитлеровские нацисты осуществляли геноцид русских.

Сегодня, когда гитлеровский фашизм поднимает голову, особенно важно противодействовать попыткам фальсификации истории. Очевидно, что Запад ведет системную работу по переписыванию истории Второй мировой войны и реабилитации германского нацизма.  Причем не только в теории, но и на практике. Ситуация на Украине – живое тому свидетельство. Именно поэтому сохранение исторической памяти является сегодня не только культурной и образовательной задачей, но и задачей политической. 

 

Комментарии (0)