Регистрация
Войти

Стародубские студенты встретились с участником спецоперации на Украине

Руководители региона приняли участие в торжествах в честь Дня пограничника

На брянщине пенсионерам с 1 июня будут увеличен прожиточный минимум и пенсии

Архив выпусков газеты
29 мая 2022, 12:08
12+

СМЕРТЬ КАК ПОВОД ЧЕСТНО ГОВОРИТЬ

14.04.2022, 12:55
В репертуаре Брянского театра драмы им. А.К. Толстого появился спектакль-детектив.

Жанр этот весьма двоякий, со своим подводным камнем. Зритель вполне может посещать второй и третий раз понравившуюся комедию или драму, пересматривать постановки классики, а вот второй раз приходить на детектив, уже зная его развязку, - решение весьма спорное. И если столичные театры, рассчитанные не только на местных, но и гостевых зрителей, вполне не переживают из-за этого, то для регионов вопрос не праздный. Оттого постановка детектива - определенный риск. В нем должно быть что-то цепляющее, помимо самого расследования.

В этом отношении выбор пьесы драматурга Робера Тома «Восемь женщин» для постановки очень правильный шаг. На крепкую детективную интригу нанизываются темы межличностных отношений внутри семьи, женский вопрос, верность и предательство и, конечно, самая главная тема - «потайных шкафов» каждого человека. Написанная во второй половине XX века, пьеса весьма популярна для постановки во много еще и потому, что детективный сюжет в ней плотно переплетается с юмором.

Особенность пьесы в том, что в ней все восемь ролей женские и все - главные. Для женской части труппы любого театра такая постановка - мечта. И к сильным местам спектакля, вышедшего на брянской сцене, следует отнести то, что этот баланс удалось сохранить - ни одна героиня не перетягивает внимание на себя, да и в типажи попадание тоже весьма удачное. И это заслуга режиссёра-постановщика Александра Баранникова.

Пересказывать сюжет детектива - значит, совершить еще одно преступление. Поэтому только штрихами обозначим завязку сюжета. Отдаленный загородный дом состоятельного мсье Марселя, куда утром приезжает дочь главы семейства. И когда экономка отправляется его разбудить, обнаруживает тело с воткнутым в спину ножом... А дальше начинается женское расследование, которое раскрывает немалое количество тайн, которые хранят обитательницы и гостьи этого дома. Ведь под подозрением каждая из «любящих женщин», оказавшихся в эти сутки в особняке, отрезанном чьим-то умыслом от связи с внешним миром. Попытка расследования превращается в калейдоскоп взаимоотношений, открывая целую галерею женских характеров с нерешенными конфликтами, драматичными судьбами и своими вескими причинами решиться на преступление.

Отдельно следует упомянуть сценографию спектакля, созданную Людмилой Некрасовой. Огромные гобелены-стены создают атмосферу богатого и претенциозного дома. Камин символизирует тепло домашнего очага, шкаф, который, как окажется позже, Бабушка использует по интересному назначению. Но почти действующим героем становится лестница: комната мсье Марселя, который незримо будет присутствовать на сцене все действо, находится на втором этаже. И героини будут взбегать, вскарабкиваться, снисходить и слетать с нее - она станет для этого дома своеобразной «голгофой». В целом сценографу удалось с учетом авторских ремарок в самой пьесе весьма точно воспроизвести дух места действия.

Автор прописал сильные и интересные женские типажи, а актрисам брянского театра под руководством режиссера удалось их воплотить. Каждая история - это поворот сюжета, каждый диалог - одновременно и подсказка к раскрытию преступления и к раскрытию личности героини.

Столь интересные персонажи заслуживают поименного упоминания. Заслуженная артистка РФ Марина Финогенова исполняет роль элегантной красавицы Габи - супруги мсье Марселя. С виду она хранительница очага, привыкшая во всем полагаться на своего супруга. Но открывается «секретик».

Ее дочь Сюзон, которую играет Ольга Иванова, кажется самой рассудительной и честной. Она пытается вести расследование и докопаться до истины, но и этот персонаж способен неприятно удивить все семейство.

Сестра Габи - Огюстина - это прямо «подарок» для тех, кто любит комедийные персонажи старых дев и инфантильных особ. Ее сыграла Ирина Никифорова. Здесь за обмороками и истериками прячется даже не «приживала», а еще и «чувственная особа».

Заслуженная артистка РФ Светлана Рязанцева играет роль экономики Шанель. С виду женщина, преданная семье и мсье, воспитавшая Сюзон, однако по ходу спектакля проступают грешки: карточные игры и не только.

Взбалмошная 15-летняя оторва Катрин - дочь главы семьи. Дерзкая, помешана на детективах, имеет сложные отношения со всеми членами семьи. А главное, так хорошо манипулирует окружающими, то запугивая их, то выводя на чистую воду, что начинаешь подозревать и этого «ребенка», сыгранного Ириной Ходус.

У Юлии Ростопчиной роль в меру развязной горничной Луизы. Зачем она устроилась в этот дом Какие цели ставила? Говорит ли всю правду о ночных гостях у мсье? Роль вначале передвигающейся на коляске Бабушки исполнила Татьяна Сычева. Этот персонаж даже не с двойным, а с тройным дном. Жадность, алкоголизм, обман - чем не набор черт для убийцы.

Сестра покойного Пьеретта, сыгранная Юлией Филипповой, тоже не блещет чистой репутацией, да и от братца ей, как становится известно, были нужны скорее деньги, чем теплые семейные узы.

Зритель, точно ведомый замыслом коллектива спектакля, поочередно подозревая каждую из женщин, в какой-то момент хочет, чтобы ни одна из них не оказалась виновной, а в другой понимает, что каждая повинна в своем преступлении.

Интересные метаморфозы по ходу спектакля происходят и с костюмами героинь, созданными художником по костюмам Оксаной Богданович. Разноцветный «верх» во втором акте исчезает, и все 8 женщин-подозреваемых оказываются в черных нарядах - это и траур, и «маски сорваны».
Наблюдая за действием, за тем, как героини раскрываются, оголяя весьма мерзкие поступки и черты характера, невольно понимаешь: единственное, что заставило этих женщин честно говорить, - смерть любимого человека. Неужели и правда должно произойти что-то настолько ужасное, чтобы разрубить кокон лжи, сплетенный вокруг дома мсье Марселя.

При весьма закрученном сюжете, имеющем нетривиальную развязку, Робер Тома еще и рассыпал по тексту пьесы немало остроумных и философских высказываний, которые выводят мысль зрителя куда дальше детективной истории.

«Если бы все женщины, у которых есть любовник, убивали своих мужей, на земле не осталось бы ни одного мужа... И ни одного любовника. Потому что все они одновременно и то, и другое!», - произносит с наигранным цинизмом Пьеретта.

Или другая ее мысль, заставляющая задуматься уж о совсем глобальных вещах: «Я бы хотела, чтобы все женщины были заодно! Они бы в самом деле вели мир куда надо! А теперь мы только воображаем себя владыками мира - эту иллюзию поддерживают в нас мужчины. Они- то между собой солидарны, поверьте мне».

Есть в этом персонаже нотки феминизма, как раз в очередной раз поднимавшего голову на рубеже 1950-60 годов, когда писалась пьеса.

Впрочем, если не углубляться во все смыслы и тонкости, все же следует признать, что зрителей, которые выберут этот спектакль для вечернего времяпрепровождения, ждет хорошая и крепкая детективная история, с нотками юмора, достойно сыгранная брянскими актрисами.

 

Комментарии (0)