Регистрация
Войти

Труппа Брянского ТЮЗа отправилась на гастроли в Республику Беларусь

В Брянске откроется Международная художественная выставка «Традиции и современность»

Крупнейшее плодохранилище будет запущено в конце апреля

Архив выпусков газеты
29 марта 2024, 09:40
12+

Нефтепроводная эпоха профессионала своего дела

20.06.2022, 10:28
На встрече с молодыми специалистами АО «Транснефть – Дружба», которые навестили Николая Васильевича Мокеева по случаю его 85-летия, ветеран предприятия, почетный нефтяник России поделился воспоминаниями о становлении и развитии крупнейшей в мире трубопроводной системы – нефтепровода «Дружба». Ведь на его глазах и при его участии проходила масштабная стройка и совершенствование отрасли, техническое перевооружение и внедрение передовых технологий. Свой трудовой путь Мокеев начал в далеком 1960 году и профессиональная судьба его была неразрывно связана с системой магистральных трубопроводов вплоть до конца апреля 2022 года.

От газа к нефти

Начиналась карьера Мокеева с газопроводного строительства. Выпускник Костромского сельскохозяйственного института устраивается на работу техником-механиком отдела главного механика треста «Щекингазстрой» в Брянске и участвует в завершении строительства газопровода Щебелинка – Брянск – Москва. В январе 1960 года направлен на газификацию города Орла.

Необходимо было протянуть более 50 км труб на участке Кромы – Орел. Мокеев отвечал за работу узла по подготовке битума. В то время это был единственный материал для изоляции.

«Битумная изоляция занимала довольно много времени, ее готовили прямо на участках строительства, – вспоминает Мокеев. – Теперь же трубы приходят в заводской «обёртке». Это значительно увеличивает срок службы. В последние годы и время укладки сократилось в несколько раз – механические трубоукладчики заменили на автоматизированные с высокой степенью безопасности. Сварные технологии тоже ушли далеко вперед по сравнению с 60-ми годами».

Вскоре Николай Мокеев поменяет газовый профиль на нефтяной. И первая стройка – продуктопровод Куйбышев – Пенза – Брянск. В 1963 году состоялась укладка перехода данной магистрали через реку Снежеть. Примечательно, что почти через 40 лет Мокеев, работая уже в институте «Новый проект», будет отвечать за реконструкцию этого перехода.

Дело государственной важности

Николай Васильевич проводил подготовительные работы под строительство нефтепровода «Дружба», укладывал трубы одного из первых его участков: Унеча – Мозырь. При его участии создавался и вводился в эксплуатацию наливной пункт «Брянск». Создавались резервуарные парки. Изначально возводились подземные железобетонные емкости, а затем им на смену приходили стальные с наземным базированием.

«На каждом этапе развития «Дружбы» мы осваивали современные на тот момент техпроцессы по строительству линейной части нефтепроводов, резервуарных парков, станций. С каждым новым объектом приходил опыт, знания», - отметил Мокеев.

Строительство подземного перехода через реку Сейм, НП Минусинск – Кременчуг

В 1967-м Мокеев переезжает на Украину на работу старшим инженером в техотдел Ровенского управления нефтепровода «Дружба». И в последующую трехлетку проходит запуск нескольких насосных станций на участке магистрального продуктопровода Мозырь – Броды, ввод в эксплуатацию второй очереди данного нефтепровода, резервуарного парка под Брестом и ряда других объектов.

В 1970 году Мокеева переводят в Мичуринское управление нефтепровода «Дружба» (ныне Мичуринское районное управление АО «Транснефть – Дружба») главным инженером. Ведется интенсивное строительство «Дружбы-2» на всем протяжении от Самары до Унечи, и далее до Мозыря и Новополоцка, введены в эксплуатацию станции «Никольское», «Становая», «Новоселово» и «Десна». Через три года Николая Васильевича в составе группы советских специалистов отправляют в заграничную командировку в Ирак. Там предстоял запуск построенного Союззагрангазом национального нефтепровода Северная Румейла – порт Фао.

Блоки сепараторов 1, 2 и 3 ступеней. Ирак, Северная Румейла

«Перед пуском трубопровода пришлось решить несколько непростых задач. Иракская нефть очень высокого качества, но при этом имеет большой газовый фактор – на один кубометр нефти приходилось 17 тысяч кубов газа. Были построены специальные установки с тремя степенями сепарации, - рассказал Мокеев. – Далее нужно было «успокоить» нефть, она слишком сильно пенилась. Для этого были смонтированы «успокоители», но это было уже без моего участия». 

В середине июля 1977 года направлялся для технической помощи в области разведки нефтегазовых месторождений и транспортировки углеводородов в Министерство энергетики и нефтехимии Алжира. В должности начальника отдела Мокеев проработает там около трех с половиной лет. За это время при участии специалистов «Зарубежнефти» были построены трубопроводы, станции и резервуарные парки, разработаны детальные схемы транспорта нефти от скважин до отгрузки в танкеры. По возвращению из заграницы продолжил трудиться на различных должностях в ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» (ныне АО «Транснефть – Дружба») до 2007 года. Тогда ему исполнилось 70 лет! А затем до конца апреля 2022 года Мокеев проработает главным инженером проектов по авторскому надзору в ООО «Новый проект».

Малиновка-2, монтаж кабельных эстакад, декабрь 2003г.

Кардинальная перезагрузка производства

На глазах у Николая Мокеева проходили динамичные изменения производства. В начале 60-х годов при строительстве первой очереди нефтепровода «Дружба» применялась довольно примитивная техника, подсобный инвентарь. В более поздний период на вооружение нефтепроводчиков поступала техника зарубежного производства. Сегодня на предприятии используются современные машины и механизмы отечественной разработки.

«За последние два десятилетия в российской нефтяной промышленности были приняты меры по импортозамещению всего используемого оборудования для строительства и транспортировки нефти и нефтепродуктов, – подытожил Мокеев. – Это и запорная арматура, которая превосходит зарубежные аналоги, и композитные материалы для соединения труб, насосы для магистральных трубопроводов, электродвигатели к ним, и многое другое».

В АО «Транснефть – Дружба» действует программа технического перевооружения, в рамках которой идет постоянная модернизация производства и совершенствование технических процессов.

 

Комментарии (0)