От газа к нефти
Начиналась карьера Мокеева с газопроводного строительства. Выпускник Костромского сельскохозяйственного института устраивается на работу техником-механиком отдела главного механика треста «Щекингазстрой» в Брянске и участвует в завершении строительства газопровода Щебелинка – Брянск – Москва. В январе 1960 года направлен на газификацию города Орла.
Необходимо было протянуть более 50 км труб на участке Кромы – Орел. Мокеев отвечал за работу узла по подготовке битума. В то время это был единственный материал для изоляции.
«Битумная изоляция занимала довольно много времени, ее готовили прямо на участках строительства, – вспоминает Мокеев. – Теперь же трубы приходят в заводской «обёртке». Это значительно увеличивает срок службы. В последние годы и время укладки сократилось в несколько раз – механические трубоукладчики заменили на автоматизированные с высокой степенью безопасности. Сварные технологии тоже ушли далеко вперед по сравнению с 60-ми годами».
Вскоре Николай Мокеев поменяет газовый профиль на нефтяной. И первая стройка – продуктопровод Куйбышев – Пенза – Брянск. В 1963 году состоялась укладка перехода данной магистрали через реку Снежеть. Примечательно, что почти через 40 лет Мокеев, работая уже в институте «Новый проект», будет отвечать за реконструкцию этого перехода.
Дело государственной важности
Николай Васильевич проводил подготовительные работы под строительство нефтепровода «Дружба», укладывал трубы одного из первых его участков: Унеча – Мозырь. При его участии создавался и вводился в эксплуатацию наливной пункт «Брянск». Создавались резервуарные парки. Изначально возводились подземные железобетонные емкости, а затем им на смену приходили стальные с наземным базированием.
«На каждом этапе развития «Дружбы» мы осваивали современные на тот момент техпроцессы по строительству линейной части нефтепроводов, резервуарных парков, станций. С каждым новым объектом приходил опыт, знания», - отметил Мокеев.
Строительство подземного перехода через реку Сейм, НП Минусинск – Кременчуг
В 1967-м Мокеев переезжает на Украину на работу старшим инженером в техотдел Ровенского управления нефтепровода «Дружба». И в последующую трехлетку проходит запуск нескольких насосных станций на участке магистрального продуктопровода Мозырь – Броды, ввод в эксплуатацию второй очереди данного нефтепровода, резервуарного парка под Брестом и ряда других объектов.
В 1970 году Мокеева переводят в Мичуринское управление нефтепровода «Дружба» (ныне Мичуринское районное управление АО «Транснефть – Дружба») главным инженером. Ведется интенсивное строительство «Дружбы-2» на всем протяжении от Самары до Унечи, и далее до Мозыря и Новополоцка, введены в эксплуатацию станции «Никольское», «Становая», «Новоселово» и «Десна». Через три года Николая Васильевича в составе группы советских специалистов отправляют в заграничную командировку в Ирак. Там предстоял запуск построенного Союззагрангазом национального нефтепровода Северная Румейла – порт Фао.
Блоки сепараторов 1, 2 и 3 ступеней. Ирак, Северная Румейла
«Перед пуском трубопровода пришлось решить несколько непростых задач. Иракская нефть очень высокого качества, но при этом имеет большой газовый фактор – на один кубометр нефти приходилось 17 тысяч кубов газа. Были построены специальные установки с тремя степенями сепарации, - рассказал Мокеев. – Далее нужно было «успокоить» нефть, она слишком сильно пенилась. Для этого были смонтированы «успокоители», но это было уже без моего участия».
В середине июля 1977 года направлялся для технической помощи в области разведки нефтегазовых месторождений и транспортировки углеводородов в Министерство энергетики и нефтехимии Алжира. В должности начальника отдела Мокеев проработает там около трех с половиной лет. За это время при участии специалистов «Зарубежнефти» были построены трубопроводы, станции и резервуарные парки, разработаны детальные схемы транспорта нефти от скважин до отгрузки в танкеры. По возвращению из заграницы продолжил трудиться на различных должностях в ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» (ныне АО «Транснефть – Дружба») до 2007 года. Тогда ему исполнилось 70 лет! А затем до конца апреля 2022 года Мокеев проработает главным инженером проектов по авторскому надзору в ООО «Новый проект».
Малиновка-2, монтаж кабельных эстакад, декабрь 2003г.
Кардинальная перезагрузка производства
На глазах у Николая Мокеева проходили динамичные изменения производства. В начале 60-х годов при строительстве первой очереди нефтепровода «Дружба» применялась довольно примитивная техника, подсобный инвентарь. В более поздний период на вооружение нефтепроводчиков поступала техника зарубежного производства. Сегодня на предприятии используются современные машины и механизмы отечественной разработки.
«За последние два десятилетия в российской нефтяной промышленности были приняты меры по импортозамещению всего используемого оборудования для строительства и транспортировки нефти и нефтепродуктов, – подытожил Мокеев. – Это и запорная арматура, которая превосходит зарубежные аналоги, и композитные материалы для соединения труб, насосы для магистральных трубопроводов, электродвигатели к ним, и многое другое».
В АО «Транснефть – Дружба» действует программа технического перевооружения, в рамках которой идет постоянная модернизация производства и совершенствование технических процессов.
Комментарии (0)