Регистрация
Войти

Телеканал «Россия 1» рассказал о восстанавливающих Брянку брянских строителях и тепловиках

В Новозыбкове интернет радиостанция - Life Music открыла новый сезон музыкального шоу

В Брянской области начался конкурс «Леди в погонах — 2023»

Архив выпусков газеты
06 февраля 2023, 19:09
12+

ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ МЕСТНЫХ ВОПРОСОВ. Часть 1

16.12.2022, 08:37
Данный материал посвящен реализации на территории Брянской области программы инициативного бюджетирования.

С 2018 года на Брянщине действует механизм инициативного бюджетирования. Практика, начинавшаяся как эксперимент, за это время нашла признание на федеральном уровне в качестве закона, нашла воплощение в виде сотен реализованных проектов и, главное, завоевала доверие жителей.

Любой реализуемый на месте проект должен быть удобен и полезен жителям – эта, казалось бы, аксиома вместе с тем порождает вопрос: как определить, что нужно населению? Ведь сколько людей, столько и мнений: кто-то хочет комфортную зону отдыха, а кто-то отремонтировать стадион, чтобы там бегать по вечерам; пожилые граждане могут мечтать о тихом скверике и памятнике знаменитому земляку, а молодые семьи о новой детской площадке. Как найти универсальный критерий, чтобы он устраивал всех, ведь на реализацию всех просьб и мечтаний жителей может не хватить никакого бюджета? Выход, оказывается, прост и понятен – реализовывать те проекты, которые предлагают и продвигают группы инициативных жителей, которые не просто говорят: «Мы хотим – сделайте нам», а сами готовы участвовать в том или ином проекте. Это и залог того, что проект будет действительно нужен жителям, и то, что к нему будет бережное отношение – когда знаешь, что сам вложил свои силы или приложил руку кто-то из знакомых, относишься к любому объекту аккуратнее.

По инициативе губернатора Александра Богомаза данная практика была запущена в 2018 году. Стартовал проект весьма скромно: из бюджета области было выделено 10 миллионов рублей. Но инициатива привлекла внимание активистов из разных муниципальных образований региона, а региональные власти, видя это, решились на значительное увеличение поддержки: в 2019 и 2020 годах на инициативное бюджетирование было предусмотрено уже по 100 млн рублей, в 2021 году – 150 млн рублей, столько же и в текущем году. Всего с момента запуска проекта – 510 миллионов рублей.

При этом за пять лет на конкурс было подано 824 заявки от всех муниципальных образований Брянской области. За все время прошли конкурсный отбор 498 проектов на сумму 588,8 млн рублей (с учетом софинансирования из трех источников).

ПОНЯТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Популяризации инициативного бюджетирования среди жителей Брянщины способствовала и выработка эффективного механизма отбора и поддержки проектов.

Прежде всего на месте должна быть инициативная группа. Во истину, один в поле не воин, сколь бы хорошее дело для благоустройства своего поселка или микрорайона ты ни хотел бы сделать. А вот наличие группы единомышленников – показатель более серьезного отношения к делу и подтверждение того факта, что решаемая проблема важна для многих жителей определенной территории. Сказался тут и еще один фактор – как раз на заре запуска проекта инициативного бюджетирования на Брянщине активно развернулась губернаторская акция «Всем миром» по приведению в порядок погостов: тогда многие активисты на местах сплотились и образовали территориальные органы самоуправления (ТОСы). Они-то и оказались в дальнейшем «локомотивами» в инициативном бюджетировании.

Во-вторых, проект, чтобы получить финансирование из областной казны, должен был быть подробно и обстоятельно расписан. Людям предстояло не просто вздыхать на тему: хотим благоустроенную детскую площадку и сцену с лавочками, а подготовить заявку, расписать, что и как должно быть, и на конкурсной основе состязаться с другими проектами. Все это способствовало лучшей проработанности проектов и соорганизованности местных активистов.

Также важным элементом для написания качественной заявки становилось взаимодействие с местной администрацией. Если раньше некий нерадивый сельский глава мог отмахиваться от своего активиста, мол, денег на замену лавочек у клуба нет, то тут ему говорили: так вот давай мы на инициативное бюджетирование подадим, а там уже, будь любезен, организуй работы, когда выиграем софинансирование. А бывали и обратные ситуации, когда сам местный глава созывал население соорганизоваться, подать заявку, чтобы сделать благое дело – например, обновить памятник или обелиск.

Наконец сам момент софинансирования. Тут региональные власти правильно учли мировой опыт и человеческую психологию: когда тебе что-то достается бесплатно, ты это не бережешь, но если вложены твои силы или средства, пусть и в минимальном размере, ты будешь следить за этой вещью как за своей. Так что нет ничего удивительного в том, что в сквериках, благоустроенных по программе инициативного бюджетирования, сами жители следят за порядком и гоняют потенциальных вандалов.

Еще один сильный элемент, сыгравший в плюс программе инициативного бюджетирования, – прозрачный и понятный механизм оценки заявки.

Есть четко прописанные параметры: уровень софинансирования проекта со стороны физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц; актуальность проблемы; доля участников собрания жителей в поддержку проекта от общего количества жителей населенного пункта (согласно протоколу собрания (собраний) жителей населенного пункта по определению проекта инициативного бюджетирования); использование средств массовой информации и других средств информирования населения в процессе отбора проекта; участие в проекте органа территориального общественного самоуправления, зарегистрированного в населенном пункте, на территории которого планируется реализация проекта инициативного бюджетирования.

Каждый параметр имеет свой «вес» в баллах. Максимальное количество баллов, который может набрать проект, – 100.

Те, чьи проекты не прошли, могут посмотреть свои ошибки, подтянуть слабые стороны и на следующий год получить софинансирование. Как показала практика, качественно подготовленные документы и проведенная предварительная работа по выполнению критериев – важная составляющая успеха в конкурсном отборе.

Например, каждый год Медведовское сельское поселение Клинцовского района готовит заявки очень качественно, набирая максимально возможные 100 баллов, при этом подает документы постоянно в числе первых. Благодаря нескольким подряд реализованным проектам за время участия в программе всё поселение преобразилось. Здесь появились новые светильники и скамейки, уложена тротуарная плитка и многое другое. Как итог, признание на федеральном уровне – в этом году Медведовское сельское поселение получило золотую медаль в конкурсе лучших практик проектов по благоустройству сельских территорий, реализованных в субъектах Российской Федерации.

ТЕКУЩИЙ ГОД

О том, как прошла реализация программы инициативного бюджетирования в 2022 году, на оперативном совещании у губернатора Александра Богомаза недавно докладывал директор департамента внутренней политики Виталий Свинцов.

– По единогласному решению членов комиссии в этом году наиболее актуальными стали проекты по благоустройству памятников, спортивных площадок возле образовательных учреждений, ремонт уличного освещения и завершение работ по уже утвержденным проектам, – сказал Виталий Свинцов.

Он сообщил, что всего на конкурс этого года было подано 246 проектов от 179 муниципальных образований (5 городских округов, 2 муниципальных округа, 19 городских и 153 сельских поселений) на общую сумму почти 338 млн рублей.

Конкурсный отбор прошли 125 проектов от 74 муниципальных образований (4 городских округа, 2 муниципальных округа, 11 городских и 57 сельских поселений) на общую сумму 149,8 млн рублей.

Для понимания, максимальная стоимость проектов (с учетом всех уровней софинансирования) составляет: 1 млн рублей для сельских поселений; 2,5 млн рублей для муниципальных районов, городских округов, городских поселений и сельских поселений, являющихся административными центрами районов (село Глинищево, село Гордеевка, село Жирятино), а также для сельских поселений с численностью жителей более 5 тысяч человек.

При этом количество проектов инициативного бюджетирования от одного муниципального образования не ограничено.

Как ранее было отмечено, общая сумма субсидий из областного бюджета на реализацию проектов инициативного бюджетирования в текущем году была утверждена на уровне в 150 млн рублей. А уровень софинансирования проекта со стороны физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц составляет от 1 до 5%.

Интересным оказался анализ представленных проектов. Он очень наглядно показывает интересы жителей. Люди в качестве основных направлений расходования денежных средств в рамках программы инициативного бюджетирования выбирали следующие.

Самой частой темой заявок в минувшем году был ремонт и благоустройство памятников, братских могил, мемориальных комплексов, гражданских кладбищ. Речь шла о 44 подобных объектах. На втором месте – проекты, связанные с благоустройством парков, скверов, улиц и площадей в населенных пунктах, – 21. Не обошли жители вниманием и детей: на 20 проектов – это строительство и ремонт детских и спортивных площадок, стадионов, других спортивных объектов. Еще 13 – обустройство источников водоснабжения, природных территорий, пляжей.

Комментарии (0)