Регистрация
Войти

БРЯНЦЫ ПОДДЕРЖАЛИ АКЦИЮ, ПРИУРОЧЕННУЮ К НАЦИОНАЛЬНОМУ ДНЮ ДОНОРА

Кинологи Брянской таможни завоевали «золото» на чемпионате таможенных органов ЦФО

В БРЯНСКЕ ДЕЛЕГАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ СОБРАНИЙ ПОБЫВАЛИ НА ПАРТИЗАНСКОЙ ПОЛЯНЕ

Архив выпусков газеты
20 апреля 2024, 07:45
12+

БЕДНЫЕ ЦИНИКИ

29.04.2021, 06:41
Брянский областной театр драмы им. А.К. Толстого можно поздравить. В его коллекции спектаклей - прямо скажем, весьма разноплановых -достойное пополнение: 23 апреля состоялась премьера «Рассказов циника». Это тот случай, когда удачно совпали и выбор литературного материала (а в основе спектакля девять с половиной «историй любви», объединенных единым сюжетом, от «короля смеха» начала XX века Аркадия Аверченко), и режиссерские решения (постановкой занимался Евгений Кочетков, начинавший в Омске, а сейчас трудящийся в Московском театре «Школа современной пьесы), и способность брянской труппы выполнить почти любую режиссерскую задачу. Этот спектакль зрителя определенно зацепит, да и как можно не увлечься циником-ловеласом?!

Да, спектакль похож на своих героев. Он знает подход к каждому зрителю - подбирает нужные и живые слова, трогает за самое сокровенное - чувства, внутренние переживания, прожитые мгновения. Многие зрители в какой-то момент съёжутся в кресле, вспомнив пикантную подробность из собственной жизни. Спектакль обольщает сладострастным пением, гипнотизирует чувственными танцами и отточенной пластикой, он играет светом и пространством, он шутит самыми простыми вещами, но не превращается в пошлость, спектакль выдает себя за респектабельного джентльмена, рассказывающего очередную байку в мужском клубе. Он увлекает тебя и делает это так мастерски, с таким выверенным цинизмом, что в какой-то момент понимаешь - представление закончено, пора расставаться, а хочется еще минутки, мгновения... второй встречи.

И все же начать надо с трех ложек дегтя. Первая из них проистекает из материала. В основе спектакля - разные по объему, силе и содержанию рассказы Аркадия Аверченко. А значит, и зрителю надо быть готовым к тому, что действие - разнокалиберные бусины, надетые на нить повествования. Режиссером профессионально решены все подводки и переходы, но когда начинаешь сравнивать истории между собой - сразу находятся «любимчики» и проходные.

Вторая ложка может оказаться порядочным половником. Спектакль небольшой - чистое время действия 1 час 40 минут. Но он почему-то разделен на два действия с антрактом суммарной продолжительностью в два часа. И это как раз тот случай, когда деление вредит действию. Во-первых, ничего принципиально нового ни в декорациях, ни в общем антураже спектакля во второй части не происходит. Во-вторых, первый блок показывает пестроту режиссерских решений, позволяет актерам раскрыться. Герои уже показывают характеры, и траектория дальнейших событий в принципе понятна. Как и ожидаем переход с юморного на серьезный тон в данной трагикомедии. В-третьих, части оказываются непропорциональны между собой по хронометражу (час против 35 минут). В итоге второй блок на фоне первого выглядит более слабым, хотя совершенно таким не является. По сути, иди этот спектакль цельным блоком (о чем зритель, конечно, должен быть предупрежден и морально настроен) - выглядел бы сильнее.

Наконец, третья. Как модно сейчас в современном театре - нужно рушить четвертую стену, выпускать актеров в зал,и «Рассказы циника» это делают, благо формат позволяет. Но здесь решение кажется спорным. Перед самым антрактом героини исполняют отличный музыкальный номер (а музыкальное решение в данном спектакле достойно отдельных похвал), но из зала. И не просто откуда-то из одного места, а с балконов и из проходов партера. Вначале вертишь головой, пытаясь понять, кто поет и откуда доносится пение, потом устаешь вертеть, переключая внимание от одной исполнительницы к другой, а затем просто сидишь, как под перекрестным огнем пения, не зная, откуда прилетит очередная «шальная пуля»-строчка...

Дальше будут комплименты, потому как спектакль их явно заслуживает.

Начнем с того, что за время репетиций он успел удачно сменить название. Абстрактно-философское «Круги на воде» уступило место «Рассказам циника». Акцент сместился, как и ожидания идущих в театр. Да, в центре внимания - циничные, жизненные, трогательные, по сути, трагичные, но не грубые истории человека, который стал циником.

Если «Круги на воде» - это о решении бросить камень и наблюдать о последствиях своих действий, то «Рассказы циника» - возможность переосмыслить причины своих и чужих поступков, в том числе и рассказать о том, как и зачем бросал камни в воду.

Два героя - Рукавов (в исполнении заслуженного артиста РФ Александра Кулькина)и Заклятьин (Андрей Савченков) - идут по череде баек, или воспоминаний. Где-то у них под ногами правда, а где-то - искусный обман, чтоб спасти свою жизнь. Где-то надо переступить через честь и через общество, а в некоторых моментах - через себя. Герои сложные. Траектория Рукавова: приятель-наставник - лжец, не желающий прощаться с жизнью - жертва измены - причина измены - ... - одинокий человек.

Заклятьин тоже совершает внутреннюю одиссею: от нерешительного слабака-рогоносца через какой-то стокгольмский синдром (а он точно пропитывается симпатией к причине своих бед - Рукавову) к обретению новой любви и счастья.

Почему люди изменяют? Почему верность и брак оказываются фикцией, этапом жизни? Потому что рок! Потому что если вы верны сейчас - это значит, не приехал ваш «Сазонов из Ново-черкасска» или вы не стали им для кого-то. «Сазонов из Новочеркасска» - здесь метафора «черного лебедя», непредугадываемого поворота судьбы, который сметет всё и вся. Помутнение, страсть, желание, обман - все это наполняет жизнь человека против его воли. События, взгляды, слова кирпичик за кирпичиком выстраиваются в башни лжи и изменно фундаментом их оказываются случайные встречи. Чувства, эмоции - они лишь игрушки в руках фатума, стечения обстоятельств. Эту мысль декларирует Рукавов, а счастлив ли он от нее? Ответ прозвучит в финале.

Мужской дуэт играет сильно. Актеры попали в образы героев, и видно, что им нравится переживать эту историю.

Но мужчину делает женщина. Она - причина страсти, она - полноценная соучастница измены. Кто-то даже нарочно расставляет силки. Та же жена Заклятьина Надя (Ксения Ланская) прекрасно чувствует себя на охоте в парке, а героиня Олеси Македонской - дама в саду - наоборот, до уровня пощечины всем «игрокам» обескураживает профессионального ловеласа. И Соня Рукавова (Мария Максимова), и Леночка (Ольга Иванова) изменяют своим мужьям, и вместе с ними же ищут выход из «затруднительных положений».

В спектакле много добротного юмора. Не злого, почти не едкого. Здесь смешны и ситуации, и монологи, и то, с каким мастерством они отыгрываются. Надо отдать должное режиссеру - с актерами он проработал характеры, оттого все выглядит очень живо и искрометно.

Удачных решений масса. Например, сцена с Утякиным (в исполнении заслуженного артиста РФ Михаила Кривоносова) и его супругой Леночкой. Привлечение на сцену «мужского хора» доводит, в общем-то, банальные истории с найденным окурком или туфлями до такого гротеска, что зал не может сдержать хохот.

Вообще традиционная «массовка» в этом спектакле - это куда больше и значительней, чем просто «живые декорации». Измена - это ведь вовсе не дело трех человек, в ней всегда присутствует четвертый участник: общество. Что скажут люди? Как правильно поступить, чтобы не опозориться? Как смотреть в глаза другим? Неслучайно решение проблемы со своей женой и ее любовником Рукавов объявит перед кругом «зрителей», под их аплодисменты.

Наличие массовых сцен требует от режиссера четкого ощущения пространства. И здесь оно решено весьма удачно. Одно из самых сильных впечатлений, которые оставляют «Рассказы циника», - эстетика пространства. Свет, полупрозрачный занавес, вращающаяся сцена-танцплощадка-ресторан. Легкий шаг - и из квартиры Рукавова зритель попадает в летний парк, другой шаг - и уже на концерт шансоньетной певички (Ирина Ходус).

Героиня последней, кстати, - еще одна обманка: только ты уже готовишься услаждаться очередным приятным романсом, на тебя выливают поток отрезвляюще холодной воды, впускают в душу (а как раз в этот момент ты точно был не настроен туда заглядывать), показывают зеркало, от отражения в котором, собственно, надо и сморщиться.

Трагикомическое содержание спектакля раскрывается с приходом к герою в дом матери (Татьяна Сычева) одной из соблазненных Рукавовым. Вот он момент истины, вот где судьба героя может пойти по другому пути. но рок есть рок, и фатум снова смеется над всеми.

Та же судьба сводит в парке иностранку (Юлия Филиппова) и случайного молодого человека (Никита Калганов). Оказывается, что у судьбы и у страсти свое мнение насчет необходимости общего языка - не нужен он. Чтобы сойти с ума друг от друга, не надо ничего знать друг о друге, не нужно даже понимать, что говорит твой визави. Надо просто отдаться чувству, отдаться фатуму, который вас и свел.

Украшение спектакля - музыкальные номера и «оркестрик» (да-да, его именуют именно так, уменьшительно-ласкательно, но по созданию настроения, раскрытию кульминации, да и просто вовлеченности в происходящее - это отдельный и важный актер). В его составе Виктор Норейко, Вадим Чекусов, Кузьма Томашевский и Сергей Низовой. Романсы исполняются блистательно, инструментальные партии позволяют зрителям переживать эмоциональные переходы. «Оркестрик» - это и атрибут парков и ресторанов. Впрочем, музыканты не просто выведены на сцену - они подыгрывают актерам, украшая легкими «игрушками» действие.

И все-таки «Рассказы циника» - это трагикомедия. За искрящейся оболочкой скрывается печальная история. Рукавов одинок, и когда в его жизни возникает возможность привязаться к кому-то, он бросается, как мотылек на свет, готовый откинуть прошлое, но это оказывается миражом, игрой судьбы.

В своих поучениях Заклятьину он доходит почти до какой-то мефистофельщины (но не сваливается в нее - за что спасибо и режиссеру, и мастерской игре Александра Кулькина). Он в чем-то соблазняет Заклятьина, рисует ему другую жизнь, и - главное - дает ее. Вот только для Закля-тьина жизнь и счастье означает быть в любви, быть в семье, и он снова ныряет в этот омут.

А Рукавов? Его такой возможности лишают. Пожалуй, в этом трагизм в общем-то неплохого человека, обычного бедного циника.

Аркадий Аверченко писал свои рассказы век назад. Вот только темы, поднятые в них, вечны. Неважно, в костюмы какой эпохи будут одеты актеры, неважно, какие напитки и в каких заведениях им будут подавать. Всегда мужчина будет искать женщину, а женщина мужчину. Всегда судьба будет сводить и разводить их. Всегда будут совершаться циничные поступки, всегда будут находиться им оправдания. Всегда люди будут рассказывать истории, смеяться над ними и жалеть в них других или себя.

Фото: соцсети театра.

Комментарии (0)