Регистрация
Войти

Брянск присоединится к акции "Георгиевская ленточка"

В БРЯНСК ПРИБЫЛ ЗАММИНИСТРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ ВЛАДИМИР ГРАКУН

БРЯНСКИЙ ГУБЕРНАТОР АЛЕКСАНДР БОГОМАЗ ПРОВЁЛ ПРИЁМ ГРАЖДАН

Архив выпусков газеты
25 апреля 2024, 23:11
12+

Андрей НЕДБАЙКИН: Качественная работа сердца и сосудов - основа жизни человека

16.12.2022, 08:40
Сердечно-сосудистые заболевания являются главной причиной смертности людей во всем мире и ежегодно уносят около 18 миллионов жизней. Неслучайно эти заболевания называют самыми распространенными и серьезными недугами нашего века. Впрочем, медицинская наука не стоит на месте и пытается дать отпор этому коварному врагу. Главное – грамотно организованная медицинская система, внедрение современных технологий и здравый смысл самих людей. О том, как обстоят дела со всеми этими компонентами на примере нашего региона, мы пообщались с главным внештатным специалистом-кардиологом Брянской области, главным врачом ГАУЗ «Брянский областной кардиологический диспансер» Андреем Недбайкиным. Разговор вышел разносторонний и увлекательный.

– Андрей Михайлович, для начала расскажите нашим читателям: как вы пришли в медицину?

– Вообще мысль о том, что я буду врачом, возникла еще в пятом классе. У меня были примеры – два моих дяди уже учились в Смоленском медицинском институте, и старшая сестра поступила туда же. Хотя родители мои с медициной никак не связаны: инженеры одного из брянских предприятий. Мне всегда нравилось помогать людям, и это предопределило выбор профессии. Поступил в 1979 году в бывший Калининский  (ныне Тверской) мединститут. Хорошо учился, принимал активное участие в студенческих научных обществах, общественной жизни вуза. В числе лучших студентов курса проходил клиническую практику в мединституте г. Варны (Болгария). С четвертого курса начал работать медбратом в отделении реанимации областной больницы, поэтому по окончании института были не только теоретические, но и практические навыки.

– А почему именно кардиология, повлиял какой-то случай?

– Такого судьбоносного случая не было, я всегда думал и продолжаю так считать, что специальность «кардиология» – один из тех разделов медицины, который интересен по своей сути тем, что вбирает в себя многие сферы медицинской науки: здесь и физиология, и терапия, и эндокринология, и хирургия. В последнее время отрасль становится очень высокотехнологичной, пример – рентген-хирургия артерий сердца, постановка вспомогательных устройств в лечении аритмий и сердечной недостаточности, применение инновационных лекарственных средств… И кардиология, хоть и «привязана» к сердцу, охватывает все тело человека. Качественная работа сердца и сосудов – основа жизни человека.  Еще древние считали, что сердце – это пристанище души человека. Леча болезни сердца, кардиолог помогает человеку становиться добрее.

– Сердечно-сосудистые заболевания называют главными убийцами человека. По медицинской статистике, они же стоят на первом месте?

– Да, болезни системы кровообращения является лидирующей причиной смерти. Хотя за последние годы в структуре смертности в нашем регионе наблюдается такая тенденция. Если в 2019 году 48% в структуре смертности занимали болезни системы кровообращения, то, по предварительным статистическим данным, в 2021-м – 36%. Такая же динамика есть в целом по России, и во всем мире. Тут роль, конечно, сыграла пандемия коронавирусной инфекции, но другой важный фактор – происходит постарение населения в экономически развитых странах, а с возрастом большая вероятность того, что причиной смерти будут  злокачественные новообразования. Влияет и целенаправленная политика государства в виде федеральных программ по борьбе с болезнями системы кровообращения и онкозаболеваниями национального проекта «Здравоохранение». Кстати, по данным за 9 месяцев 2022 года, мы достигли исторически низкого показателя смертности от болезней системы кровообращения на территории Брянской области за ближайшие 10 лет – 691,7 на 100 тысяч населения.

– У нас на федеральном уровне уже несколько лет действует специальная программа борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

– Совершенно верно. И это приносит свои плоды как на всероссийском уровне, так и в нашем регионе. Изначально в 2012 году по «сосудистой» программе у нас был создан региональный сосудистый центр на базе областной больницы, где проводились ангиографические операции на сосудах сердца при остром коронарном синдроме и три первичных сосудистых отделения: на базе Брянской городской больницы № 1, Жуковской межрайонной больницы, Клинцовской городской больницы, где в основном за федеральные деньги покупалось современное оборудование. Наш областной кардиодиспансер хоть и не попал в «сосудистую» программу (требовалось наличие неврологического отделения для лечения инсульта), но наши специалисты многие десятилетия занимались лечением нестабильной стенокардии и инфаркта миокарда.

Я хочу отметить такой момент: благодаря мудрости губернатора А.В. Богомаза в 2018 году, по просьбе департамента здравоохранения, было принято решение, что высокотехнологичную кардиопомощь надо сделать более доступной для населения Брянской области, и из средств областного бюджета были закуплены еще две дорогостоящие ангиографические установки, УЗИ-аппараты экспертного класса – для областного кардиодиспансера и городской больницы № 1. Еще через год такое же оборудование, также за областные деньги, было приобретено в Клинцовскую центральную городскую больницу. Таким образом, у нас получилось четыре так называемых центра чрескожного вмешательства при инфаркте миокарда и нестабильной стенокардии с пятью ангиографами, что полностью соответствует «золотым» мировым стандартам (одна установка на 200 тысяч взрослого населения).

– Что это дало для борьбы с сердечно-сосудистыми болезнями в регионе?

– Все это позволило нам выстроить систему оказания своевременной помощи пациентам с острыми формами ишемической болезни сердца. Профильность госпитализации пациентов с острым коронарным синдромом в нашем регионе составляет 95%, благодаря чему летальность от инфаркта миокарда за 9 месяцев текущего года составила 11,7 и соответствует целевым показателям 2022 года по национальному проекту «Борьба с болезнями системы кровообращения».

– Давайте немножко конкретизируем, чтобы читателям было понятно, про формы ишемической болезни сердца, и вообще, что это такое и чем опасно. А то в большинстве случаев люди просто говорят «болит сердце» или «проблемы с мотором»…

– В основном болезни системы кровообращения представлены, прежде всего, ишемической болезнью сердца и цереброваскулярными заболеваниями или сосудистыми заболеваниями головного мозга. Еще имеется небольшой процент болезней сосудов: тромбоэмболия (т.е. закупорка сосудов оторвавшимся тромбом), тромбозы и флебиты.

Ишемическая болезнь подразделяется на острые формы (прежде всего инфаркт миокарда и внезапная сердечная смерть, связанная с фатальными аритмиями) и хронические (артериальная гипертония, кардиомиопатии, пороки сердца, хроническая сердечная недостаточность). То есть букет богатый, но главный и самый опасный в нем цветок – ишемическая болезнь сердца.

– Стало понятнее. Ясно, что разные болезни на разных стадиях требуют разного подхода и лечения, и нужна система.

– Да, и в нашем регионе она создана. У нас действует стройная система маршрутизации и госпитализации людей с острыми формами ишемической болезни сердца, чтобы они попадали в те медицинские организации, где по профилю могут оказать наиболее подходящую, современную, высокотехнологичную медицинскую помощь. Например, через рентген-хирургические отделения, которые позволяют сделать точнейшее исследование аортокоронарных сосудов, а при необходимости и провести лечебные манипуляции: ангиопластику (когда проводится открытие пораженной артерии с использованием тонкого катетера с расширяемым баллоном на конце без разреза) или постановку стентов.

– Вот система отстроена, с больным понятно, что делать, но как человеку узнать, что ему надо к кардиологу? Как не упустить «золотой час»?

– Если мы говорим об острых формах, таких как инфаркт миокарда, то чаще всего он случается внезапно. Человек до этого может вообще не ощущать никаких симптомов. А даже первый приступ стенокардии может закончиться инфарктом. Поэтому если человек чувствует, что у него появились загрудинные сжимающие и давящие боли, которые могут отдавать в левую руку, лопатку или в нижнюю челюсть, и длятся они более 15 минут, не снимающиеся приемом нитроглицерина, при этом сам человек чувствует, что покрылся испариной или окружающие видят, что он стал бледным, надо срочно вызывать «скорую» и не слушать «опытных», предлагающих просто полежать и отдохнуть.

– Люди не всегда доверяют скорой помощи, отмахиваясь, мол, долго ехать будет.

– Если диспетчером скорой помощи фиксируется, что по описанию жалоб пациента нельзя исключить инфаркт миокарда, время приезда «скорой» составляет не более 20 минут. Сейчас все бригады оснащены электрокардиографами, на месте делается ЭКГ. Если она показывает определенные изменения, то запускается как раз тот алгоритм действий, который необходимо выполнить. Во-первых, снимается болевой синдром, даются таблетки для устранения спазма сосудов и для разжижения крови. Во-вторых, если имеется возможность доставить пациента в течение двух часов в один из упомянутых центров, где ему окажут высокотехнологичную медицинскую помощь (коронарографию и установку стента), он сразу направляется туда.

– В ближайший?

– Не совсем так. Вся Брянская область разделена на так называемые маршруты с прикрепленным населением. Например, часть юго-западных районов закреплены за клинцовским центром, что логично. Областная больница, в связи с тем что у них сразу две ангиографические установки, имеет наибольшее количество прикрепленного населения. Городская больница № 1 принимает из районов, примыкающих к Калужской области и г. Сельцо. Кардиодиспансер – это севское и жуковское направления. Но если пациент находится в таком жизнеугрожающем состоянии, как кардиогенный шок, то его доставляют в ближайший ЧКВ-центр.

– Вот теперь, думаю, многим читателям станет понятно, почему их везут в конкретное медучреждение.

– Да, это и называется маршрутизация, когда учитывается и возможная нагрузка на медучреждение, и особенности логистики. Здесь не «хотелка» дежурного врача, а научно обоснованная система.

– А вот если человек из удаленной деревни, и становится понятно, что в указанные два часа его до приписанного центра не довезти?

– Мы говорим об идеальном времени для высокотехнологичной помощи. Есть же и старые методы, которые никто не отменял. В распоряжении медиков есть современные препараты для разжижения крови, и проводится системный тромболизис – набор мер реагирования на изменение состояния пациента. Но все равно после тромболизиса человек оказывается в ангиографическом центре, который уже подтверждает степень поражения сосудов, что определяет дальнейшее лечение.

– Вот по тому, что вы говорите, выходит, что у нас выстроена система высокого уровня, отвечающая мировым стандартам. Почему тогда люди стремятся лечить проблемы с сердцем в столичных клиниках?

– Есть виды помощи, которые пока, к сожалению, у нас в регионе не оказываются. Это касается, прежде всего, «больших» кардиохирургических операций (аортокоронарное шунтирование или замена клапанов сердца), которые требуют вспомогательного (или искусственного) кровообращения. Должно быть соответствующее весьма дорогостоящее оборудование с набором расходных материалов, большие бригады специалистов, включая анестезиологов, трансфузиологов. И нужно, чтобы проводящие эти операции кардиохирурги имели достаточный опыт и постоянно поддерживали профессиональный уровень – это не одна-две операции в год, а не менее ста на одного специалиста. Для нашего региона таких объемов просто нет.

При этом мы развиваемся. Например, 10 лет назад в Брянской области стентирование только начинали делать, а сейчас это, пусть сложная, требующая мастерства хирурга и команды, но уже рутинная операция. Тем более все необходимое – оборудование, расходные материалы – имеется.

Мы в регионе значительно продвинулись в установке искусственных водителей ритма. Раньше у нас выполнялась постановка только однокамерных стимуляторов, потом мы научились ставить и двухкамерные, а сейчас можем имплантировать кардиовертеры-дефибрилляторы. К сердцу подводятся микроэлектроды, а сам прибор находится под кожей в районе грудной мышцы и задает необходимый для правильной работы сердца ритм. За 2022 год было выполнено уже 12 операций по установке этих сложных устройств.

И, кстати, консультации столичных специалистов можно получить в областном кардиодиспансере. Более десяти лет назад по нашей инициативе был запущен проект очных консультативно-диагностических приемов специалистами федеральных клиник. В настоящее время мы сотрудничаем с 10 федеральными центрами из Москвы и Санкт-Петербурга, и в среднем такую важную помощь ежегодно получают около полторы тысячи жителей Брянского региона.

– Тенденция радует. Все же, к счастью, большинство кардиобольных в подобном сверхсложном лечении не нуждается. Зачастую речь идет о приеме лекарственных препаратов. Как он решается в регионе?

– Очень качественно. Для этого приняты соответствующие меры и  нормативные акты. Выделяются средства по бесплатному лечению путем обеспечения препаратами, притом не только людей с установленной инвалидностью, но и перенесших инфаркт миокарда, операции на сердце и сосудах, после инсульта, прошедших радиочастотную абляцию. В этом году список предоставляемых бесплатно лекарственных препаратов был увеличен с 23 до 31. Кстати, теперь срок, на который выдаются бесплатно препараты, увеличен до двух лет. Так что лекарственная поддержка у нас достаточно высокая.

– Мы с вами плавно перешли к теме реабилитации кардиопациентов. Как она организована на Брянщине?

– Первое отделение кардиореабилитации было открыто в регионе в 1988 году на базе медсанчасти БМЗ, а с 1990 года – областного кардиодиспансера. И большая удача, что мы смогли сохранить заложенную тогда стройную систему кардиореабилитации в 1990-е. Мы один из немногих регионов, которые сохранили и развивали эту систему на всем протяжении предыдущих лет. Уже 8 лет действует в Бежицком районе г. Брянска филиал на 30 коек – 2-е отделение кардиореабилитации. В среднем в год у нас проходит 1400-1500 человек. Это порядка 60-70% пациентов, которые прошли операции на сердце и сосудах или перенесшие инфаркт миокарда и не имеющие противопоказания в этом лечении. В 2022 году принята программа медицинской реабилитации по улучшению материально-технической базы, согласно утвержденному Министерством здравоохранения РФ порядку, и для наших отделений идут поставки медицинского оборудования: двух УЗИ-аппаратов, велоэргометров, физиотерапевтических приборов, функциональных кроватей, другого необходимого оборудования.

– Спасибо, что так обстоятельно обрисовали систему кардиопомощи, созданную в регионе. А теперь давайте в формате блиц постараемся ответить на вопросы обычных читателей.

– С удовольствием.

– Есть ли «рабочее давление» или 120/80 норма для всех?

– Это норма. Когда говорят «мое рабочее давление 150/90» – это неправильно. Норма: артериальное систолическое давление должно быть не выше 140 и диастолическое – не выше 90 мм ртутного столба. Все, что выше – патология: гипертоническая болезнь разной степени. А для пациентов с сахарным диабетом или болезнями почек даже чуть повышенное давление – существенная опасность и требует приема препаратов.

– Личный вопрос: баня с точки зрения кардиолога – это добро или зло?

– Конечно, добро. Особенно если посещения регулярные, но без возлияний спиртных напитков. По последним исследованиям, рекомендуется посещать баню один раз в неделю, и главное – системно.

– Высокий холестерин…

– Это вред! Но тут важно смотреть его фракции, ведь выделяют «хороший» и «плохой» холестерин, в зависимости от плотности липопротеидов. Если общий холестерин в сыворотке крови выше 5 ммоль на литр, то это в любом случае плохо. Современные рекомендации, особенно касающиеся пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, – следить за холестерином пофракционно. Так, для прогрессирования атеросклероза очень большую негативную роль играют липопротеиды низкой и очень низкой плотности, триглицериды.

– Проблемы с кардио – это все же больше наследственность или личная «заслуга» человека?

– И то, и то. Есть болезни, к которым есть научно доказанная генетическая предрасположенность, например, семейные гиперхолестеринемии, когда происходит генетически обусловленный сбой липидного обмена и с молодых лет начинают формироваться атеросклеротические бляшки, которые приводят к ранней смерти.

Широко распространенная, к сожалению, гипертония, тоже ведь имеет генетическую предрасположенность, но предрасположенность – не значит, что обязательно будет болезнь! Если человек будет вести здоровый образ жизни, следить за здоровьем, то все может быть хорошо. Интересный факт: для гипертонии характерно, что человек имеет врожденный высокий порог ощущения соли (даже если пища посолена хорошо, ему кажется, что недосол). А избыточное количество соли вызывает набухание сосудистой стенки, увеличивается количество межтканевой жидкости – а это дополнительные факторы для спазма сосудов.

А если говорить о «вкладе» самого человека в развитие проблем сердечно-сосудистой системы, то здесь в первую очередь следует назвать курение. Здесь много отрицательных факторов, не только никотин, в том числе фракции самого табачного дыма со множеством канцерогенов. И, кстати, популярных сейчас среди молодежи вейпов это тоже касается. Поэтому их отрицательное влияние на сосуды очень велико.

Второе – неправильное питание: преобладание жирной, копченой, богатой легкоусвояемыми углеводами пищи. По результатам исследований, самая оптимальная – так называемая средиземноморская диета (овощи, фрукты, морская дикая рыба, морепродукты, сыры, оливки). Единственное, последний прием пищи должен быть не перед самым сном, а за 2-3 часа, и ужин должен быть все же легким.

Алкоголь признан неблагоприятным фактором в развитии жизнеугрожающих аритмий, которые приводят к внезапной сердечной смерти. А также приводит к инсультам, кризовым течениям гипертонической болезни. Натуральное сухое вино в низких дозах (125 мл) в день препятствует образованию тромбов в сосудах, с обязательными безалкогольными днями.

Также негативное влияние оказывает малоподвижный образ жизни, а вот аэробные прогулки, скандинавская ходьба, велосипед, плавание – положительное, если им уделять не менее 30 минут в день.

– Большое спасибо за столь длительную и подробную беседу.

– Надеюсь, ваши читатели будут знать о проблемах сердечно-сосудистой системы со страниц газет и журналов, а не из личного опыта. Хочу поблагодарить моих коллег за их тяжелый, но благородный труд, и наши успехи – заслуга всего большого коллектива медиков. Счастья, здоровой полноценной жизни для всех жителей региона в новом году! Мы вместе!

Беседовал Сергей МАТВЕИН.

Комментарии (0)