Регистрация
Войти

В Брянской области стартует региональный чемпионат «Абилимпикс»

В брянской гимназии номер 7 проходит акция «Сдаем вместе. День сдачи ЕГЭ родителями»

Труппа Брянского ТЮЗа отправилась на гастроли в Республику Беларусь

Архив выпусков газеты
29 марта 2024, 18:25
12+

Защита закона это особая миссия

06.10.2019, 14:31
Максим Лукичев чуть больше трех недель находится в должности  руководителя Следственного управления СК России по Брянской области. Выпускник Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов возглавлял расследование  ряда громких дел, фигурантами которых были спикер заксобрания Мурманской области и советник губернатора.  

Его назначение в Брянск породило массу слухов, домыслов и предположений.  В эксклюзивном интервью мы решили узнать, стоит ли ждать в Брянске громких «посадок».

 – Максим Павлович,  вся ваша профессиональная  жизнь связана со словом «особо». Вы были заместителем  прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах,  начальником отдела по расследованию особо важных дел…

– Мне грех жаловаться на профессиональную судьбу.  Одно из моих ключевых качеств – ответственное отношение к делу.

–  Вы из семьи военнослужащих, наверное, кочевая, гарнизонная жизнь  помогла быстрому становлению, закалила характер?

 – Мы постоянно переезжали из гарнизона в гарнизон.  Родился я в Москве,  но прожил в столице не больше недели.  Детство мое до  семи лет проходило недалеко от архипелага Новая Земля, на световом маяке. Потом в Новомосковске Тульской области. Радиоактивное облако после взрыва на ЧАЭС  прошло и над этим краем, так что  проблемы Чернобыля мне  знакомы не понаслышке. Затем родители переехали  в Мурманск.  Там я и  окончил школу. 

– А почему решили стать юристом?

 – В Мурманске  преобладают  технические вузы, а я по натуре гуманитарий.  Поэтому поступил  в Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов,  который  благополучно окончил в 1998 году.    На дворе гремели лихие 1990-е с их криминальными войнами.

–   Эпоха свободы, для некоторых – от закона и морали… 

– Так как я из семьи военнослужащих, то для меня  главным было  не быстрое зарабатывание денег, порой  нечестными способами,  а желание защищать  людей, закон, государство.  Так же,  как  отец,  я решил защищать страну, но не от внешнего врага, а от внутреннего – от преступности. Решил заняться юриспруденцией, вернулся в  Мурманск и поступил в  прокуратуру. Начал служебную деятельность помощником прокурора одного из городских округов. Тогда прокуратура занималась следствием. Я отдал приоритет этой работе.  

– Скажите, а почему вы все-таки выбрали такой необычный вуз – профсоюзный? 

 – Это была Высшая школа профсоюзов, которую в духе того времени (в России шли реформы) преобразовали в университет. Но профилирующим предметом было и остается профсоюзное право. Защита прав работников – немаловажная сторона деятельности этой общественной организации. 

Университет, конечно, дал мне хороший теоретический базис по отраслям права. Более того, именно СПбГУП предоставил возможность увидеть и услышать ряд самых достойных людей Петербурга и России, и не только юристов!

Здесь всегда было так принято – студенты на лекциях встречались с самыми удивительными современниками.  Лекции нам читали  известные политики Анатолий Собчак и  Анатолий Лукьянов, писатель Даниил Гранин, балерина Наталья Дудинская, актер Олег Басилашвили, знаменитый архитектор  Михаил Аникушин.   Это были нетривиальные, а по сути, гениальные выступления. Особенно запомнился академик Дмитрий Лихачев – человек, который не просто был известнейшим отечественным специалистом по древнерусской культуре, но и одним из духовных лидеров общества.   

Среди педагогов первым вспомню уважаемого и обожаемого студентами за профессионализм и неиссякаемое чувство юмора декана юридического факультета Петра Петровича Глущенко, незабываемые лекции профессоров Игоря Павловича Лейберова и Льва Ивановича Спиридонова. 

  – Первое свое дело помните?

 – Конечно. Как можно забыть «боевое крещение». Это было заурядное бытовое убийство. Конфликт между двумя лицами без определенного места жительства закончился трагически. Один другого лишил жизни в подвале. Выехала оперативная группа, в том числе и я. Было неуютно, когда оперативники уже покинули место преступления, а я остался описывать обстановку,  тело погибшего.  Ко всему прочему в помещении отключился свет.   

– Ваша карьера развивалась стремительно:  в течение 5 лет вы выросли от помощника прокурора  до старшего следователя.  А потом   стали заместителем  Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.

– Это закрытые города – Снежногорск,  Полярный, Гаджиево, Видяево, Западная Лица – места базирования атомного подводного флота России. Плюс Кольская атомная электростанция и другие немаловажные объекты.  Служба в этих местах, с теми людьми, постоянно находящимися на боевом дежурстве, дала мне многое в жизни: привила повышенную ответственность и оптимизм в самых сложных профессиональных и жизненных ситуациях.

– Олимпийский Сочи – еще один город, сыгравший важную роль в вашей судьбе.

 – Да, Олимпиада – значимое событие для всех россиян.   Во время проведения Олимпийских и Паралимпийских  игр  я  возглавлял специально созданный отдел  по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, исполнением законов по противодействию терроризму и экстремизму управления прокуратуры Краснодарского края.   Мы исключили какую-либо  криминогенную составляющую.  Профилактическая  деятельность была на идеально высоком уровне.  Удалось избежать конфликтов на межнациональной и конфессиональной почве.  Хотя проблемы были. Олимпийская стройка – большой проект. На объекты привлекались рабочие  не только из других  регионов России,  но и трудовые мигранты.  Смотрели, чтобы между ними была дружественная атмосфера  – в соответствии с олимпийскими принципами.

Вернулся в Мурманск. Следственный комитет набирал силу, я видел, как он развивается.  Принял решение связать свою судьбу со следствием. Был назначен  руководителем  отдела по расследованию особо важных дел. 

 – В Заполярье  вы  вели несколько  громких дел  в отношении местной элиты, в том числе  спикера областной Думы Василия Шамбира и бывшего советника мурманского губернатора, предпринимателя Геннадия Шубина.  Шамбир получил срок за  ущерб, причиненный им  ОАО «Кандалакшский опытный машиностроительный завод» (КОМЗ) на посту руководителя  в 2007–2009 годах. Сумма была немаленькой – не менее 229 млн рублей. Экс-советник мурманского губернатора, бывший директор ОАО  «Колэнергосбыт» Геннадий Шубин приговорен к 12 годам лишения свободы за хищения в сфере топливно-энергетического комплекса. Наверное, трудно было расследовать преступления таких людей?

 – Да, дела были громкими. Расследование шло во взаимодействии с  УВД и  ФСБ.   Занималась им  следственная группа.  Я руководил ею.  Работа ответственная и  значимая. И достаточно интеллектуальная, потому что процессуальные соперники были образованными, грамотными, с большим жизненным опытом.  Процессуальная  сторона защиты, адвокаты  были очень сильными, но мы оказались грамотнее.

– Ну а самое запомнившееся дело?

 – Преступление, которое совершили активисты  экологической организации  Greenpeace.    Они попытались проникнуть на российскую нефтедобывающую платформу «Приразломная» и дезорганизовать ее работу.  К расследованию подключился  центральный аппарат Следственного комитета РФ. А на первоначальном этапе мы работали самостоятельно.  Среди фигурантов дела были 30 представителей разных стран. Чтобы затруднить работу следователей, каждый изъявил желание общаться со следователем на родном языке, отказываясь переходить на язык  международного общения – английский или французский. Для каждого надо было искать переводчика, адвоката и представителей консульства или посольства. Благо, сотрудники внешнеполитических ведомств этих стран приехали быстро.   

– Вы служили в Заполярье, Краснодарском крае и Новгороде, а теперь в Брянске. У каждого из регионов своя специфика. Изучаете историю края, в который вас направляют?  

 –  Вы правы – география широкая. Мурманск от Сочи на расстоянии почти 4 тысяч км,  от Великого Новгорода до Брянска – 900 км.  И здесь, и там живут россияне, но  историческая самобытность у них разная.  Приходится искать подход, изучать и ассимилироваться к традициям, мироощущению и миропониманию населения в целом. В Новгороде, к примеру, до сих пор остро реагируют на события 15–16-го веков, войны за независимость с Московией. К слову, татары Новгород не тронули,  так же как и Брянск. Развернулись и ушли.  Такая вот интересная историческая параллель.   

  – На качество работы следствия очень сильно влияют взаимоотношения по ведомственным показателям, в том числе  между прокуратурой и судом. Например, следователь расследует уголовное дело о мошенничестве, а прокурор считает, что мошенничества нет – состав не доказан. Если он отправляет дело в суд, а  его возвращают – это ему минус. А если прокурор возвращает дело следствию – это ему плюс, а следователю минус.  Как оцениваете потенциал своего нового коллектива?

– Я встречался с коллегами из силового блока. Приятно, что ни о какой конфронтации речи не идет.  Взаимоотношения находятся  на должном профессиональном уровне. Руководители региона также понимают, что без взаимодействия правоохранителям сложно получить достойный результат работы.

Что касается Следственного управления, коллектив достаточно сильный, работоспособный, профессиональный и стабильный. На протяжении 5 лет  довольно высокие показатели. Общался с представителями судебной системы – результатам работы следователей дана высокая оценка.   Хочу сказать утвердительно: никаких кадровых изменений, а тем более псевдореформаторства ожидать не стоит. Будем стремиться к лучшим результатам.

  – Ваши первые шаги на новом посту? В районных  подразделениях уже побывали?

 – Это еще впереди. В первую очередь буду смотреть на материальную составляющую подразделений, укомплектованность криминалистической техникой. Насколько обеспечены следователи рабочими местами,  чтобы  им  было комфортно работать.  

 – Легко ли вы сами вписываетесь в новый коллектив? 

 – Проблем с коммуникативностью у меня нет. Приветствую наличие у подчиненных чувства юмора. В нашей работе без этого нельзя. 

– Максим Павлович, просмотрели ли вы уже материалы резонансных дел, расследуемых управлением?

 – После вступления в должность я просмотрел уголовные дела по преступлениям  из разряда совершенных при неочевидных обстоятельствах.  По моему мнению, основанному на опыте,  в ближайшее время они будут раскрыты и переданы в суд. Соответствующие указания уже следователям даны.  

 –  Казалось бы, лихие 1990-е с  перестрелками остались в прошлом.  И вдруг   снова прозвучали выстрелы.  Возле железнодорожного вокзала Брянск-1    сотрудников спецсвязи расстрелял их коллега  31-летний водитель-фельдъегерь Александр Ефимов.  На следующий день он был задержан сотрудниками полиции. Похищенные  7 миллионов позже нашли у него дома.  Что  двигало преступником?

– Обыкновенная  алчность, которая взяла верх над общечеловеческими ценностями.  Забвение заповедей. 

– Согласитесь, не каждый решится на такое. Говорят, преступник репетировал убийство. За пару дней до случившегося   наведался к  коллегам, проверяя, откроют ли ему дверь. Свое возвращение он объяснил забытыми в помещении вещами. После беседы с психологом стало ясно, что Ефимов врет.  

–Да, Ефимова проверяли на полиграфе. Но нам предстоит полностью изучить и составить психологический портрет его личности. С рождения! Как воспитывался,  что им двигало в юности, зрелости, как видоизменялась его личность. Убийство человека человеком, тем более двойное, противоестественно.   

 – Среди особо тяжких – дела коррупционной направленности.

 – На днях вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого генерального директора ООО «Мясокомбинат Славянский»  за дачу взятки должностному лицу через посредника. По версии следствия, в августе-сентябре 2019 года индивидуальный предприниматель, знакомый с гендиректором  мясокомбината, по поручению последнего передал 50 тысяч рублей ветврачу Управления ветеринарии г. Брянска за внесение в федеральную государственную информационную систему заведомо ложных сведений о мясной продукции, якобы произведенной предприятием.  

– Каждый день  вы видите  чье-то горе, трагедию, самое ужасное, когда это касается детей.

 – Естественно, что мы все это пропускаем через себя.  И не можем  остаться равнодушными,  особенно когда речь заходит о преступления против детей.  У нас работает круглосуточная телефонная линия «Ребенок в опасности». Граждане, обладающие информацией о том, что несовершеннолетний может стать или стал жертвой противоправного деяния, могут позвонить по телефонному номеру (4832) 62-01-76 или 123 (для сотовой связи) и сообщить о таких фактах.   

 – Какие качества цените в людях больше всего?

  –  Порядочность и честность. Своих сотрудников я характеризую фразой: «Коллектив, достойный успеха». Мы – в погонах и должны быть примером для граждан.

– Работа у вас  серьезная  и очень  ответственная, день расписан буквально по минутам.   Хватает сил  на увлечения, хобби?

– Я люблю театр, особенно постановки   БДТ им.  Товстоногова.   Нравится балет.   Наш   университет  был не совсем  обычным. Помимо экономического  и юридического факультетов,  есть  факультет культуры и искусств. Приятный симбиоз между юристами и деятелями искусства.  Постоянно  репетировались и шли какие-то дипломные постановки, театрализованные действия.  Студенты факультета культуры  дарили  нам радость  своим искусством. Жили в одном кампусе.  Не буду называть громкие имена актеров и сценаристов, с которыми довелось учиться  в студенческие  годы.    

– А книги?

– Нравится читать, но не хватает времени.  Знаете, мне ближе поэзия.  Мои корни   из Рязанской области. Прабабки и прадеды, бабушки и дедушки, родители жили неподалеку от села Константиново. Отсюда увлеченность с юности  поэзией Есенина. Из прозы,  наверное, больше интересуют произведения из области теологии.

 – Для любого человека, особенно следователя, важен  надежный тыл. Ваша жена тоже юрист? Где и как вы познакомились с ней? На работе?  

 – Не совсем так,  мы  познакомились  в Петергофе практически  случайно.  Я во всем могу на нее положиться.   

 –  Сейчас модно иметь странички в соцсетях. Вас можно найти на этих сайтах?

 – Есть странички  СУ СК по Брянской области в  Twitter https://twitter.com/sledcombryansk/ и Facebook.    Люди могут обратиться  в сообщество Следственного управления СК РФ ВКонтакте.

 

 

 

Комментарии (0)