Регистрация
Войти

Труппа Брянского ТЮЗа отправилась на гастроли в Республику Беларусь

В Брянске откроется Международная художественная выставка «Традиции и современность»

Крупнейшее плодохранилище будет запущено в конце апреля

Архив выпусков газеты
28 марта 2024, 17:01
12+

СПЕКТАКЛЬ-ЭХО

30.12.2020, 11:51
Конец года выдался для Брянского театра драмы им. А.К. Толстого насыщенным на премьеры. 23 декабря служители Мельпомены подарили брянскому зрителю спектакль «Прощаясь не навсегда», которому, видимо, суждено стать знаковым по целому ряду причин.

Сам выбор материала, который творчески переработал молодой режиссер, а точнее, как гласит афиша, автор спектакля Алексей Доронин, весьма интересен. Бунинские «Темные аллеи» - это своеобразное ожерелье, где на нитку любви надеты жемчужины человеческих судеб. Жанр произведения - сборник рассказов. Над «Тёмными аллеями» Бунин работал в эмиграции с 1937 по 1944 годы. Многие из них были написаны во время Второй мировой войны на юге Франции в городе Грасе, в очень стеснённых условиях. Позже, в 1953 году, добавив к своему сборнику еще два рассказа. При этом обладатель Нобелевской премии по литературе, автор «Окаянных дней» и «Жизни Арсеньева» считал именно «Тёмные аллеи» своим лучшим произведением.

Но вот формат небольших дробных произведений, написанных потрясающим языком, полным эмоций и живописности, достаточно сложен для постановки. Нет единого героя, нет четко выстроенного сюжета, нет жесткой хронологии повествования: увязать, соединить, отобрать рассказы для включения в спектакль - вот действительно сложная работа.

Алексей Доронин уже знаком брянскому зрителю. Молодой режиссер представил на суд нашей публики спектакль «Чудо святого Антония». Тогда формат спектакля был определен как драматическое adagio в одном действии. В этот раз получившаяся постановка позиционируется как элегия в двух частях.

К слову, по поводу определения жанра своих постановок Алексей Доронин знаково ответил в интервью журналу «Страстной бульвар, 10» Союза теа­тральных деятелей России в минувшем году:

- Почему драматическое адажио? Дело в том, что спектакль этот не рассчи­тан на широкий круг зрите - лей. Брянская публика вос­питана несколько на ином репертуаре, качестве язы­ка на сцене. Поэтому, что­бы как-то привлечь ауди­торию, нам, конечно, при­шлось прибегнуть к неко­торым хитростям: сделать упор на мистическую со­ставляющую, на музыкаль­ную фактуру и так далее. Отсюда и такое необычное определение жанра.

Очевидно, этот прием коснулся жанра спектакля «Прощаясь не навсегда». Под элегией принято пони­мать лирический жанр, со­держащий в стихотворной форме эмоциональный ре­зультат философского раз­думья над сложными про­блемами жизни. И, пожалуй, понимание этого формата позволяет лучше понять сам спектакль. Бунинский язык - во многом это стихи в прозе, живой, музыкаль­ный, богатый образами и эмоциями, но точно попада­ющий в ритм описываемых событий. А главная пробле­ма жизни - любовь, на кото­рую сам писатель смотрел сквозь призму прожитого и пережитого.

Но характер элегии и за­дает определенный ритм спектакля. Не ждите от него быстроты повество­вания, не ждите длинных монологов или длинных и колких речей между геро­ями. Напротив, «Прощаясь не навсегда» - спектакль о кричащем молчании. Да, актеры на сцене большую часть времени молчат уста­ми. Говорят их жесты, ми­мика, говорит музыка, а в этой постановке она точ­нейшим образом синхро­низирована с происходя­щим как на сцене, так и в душах героев.

Но с другой стороны, а разве именно словами го­ворят о любви? Или по­ступками, эмоциями, дей­ствиями?!

Нельзя не отметить, как автор спектакля работает с пространством. Все орга­нично. Все отточено. Два действия происходят со­вершенно в одних и тех же декорациях, но за счет игры света, за счет смены мел­ких, но важных действий актерами пространство совершенно преображает­ся. Еще одна особенность

большую часть времени кто-либо из героев ока­зывается пассивным на­блюдателем происходя­щего действа, становится не участником, а зрителем, но это совершенно не нару­шает, а усиливает компози­цию происходящего.

спектакль-эхо. Как звуки акустической иллюзии из прошлого до героев доле­тают те или иные мгнове­ния. Их рассказы - эхо пе­режитого, да и Бунин писал «Темные аллеи» как отзвук прожитого.

Эхо - и во фразах ге­роев, часто повторяющих фразы друг друга. Эффект эха усиливает и граммофон, с пластинки которого ино­гда звучат целые абзацы бунинских произведений.

Рефрены и повторы - не­отъемлемая часть рефлек­сии, а без нее невозможно философское осмысление любого понятия. Так и с любовью. И автор поста­новки специально отдель­ными деталями, повтором символов усиливает этот эффект, сплетая ими раз­ные рассказы в единый спектакль.

В основе первой части спектакля «Нынче вы­шло дождливое лето» ле­жат такие новеллы Буни­на, как «Муза», «Чистый понедельник», «Пароход «Саратов». Для второй ма­териалом послужили, соб­ственно, «Тёмные аллеи», «Кума», «Холодная осень» и другие...

В первой части играют заслуженный артист РФ Александр Кулькин, Олег Чиганов, Мария Максимо­ва, Юлия Филиппова. Во второй - заслуженный ар­тист РФ Михаил Кривоно- сов, заслуженный артист РФ Михаил Лаврушин, Татьяна Сычева, Кристи­на Корзникова, Ксения Ланская, Алексей Дегтя­рев, Юрий Киселев, Ирина Аракелова, заслуженная артистка РФ Марина Фи­ногенова.

Специально не хочется упоминать, кто какую роль играет. Бунин зачастую не называл своих персона­жей. За многословными ОНА и ОН или обрывкам обстоятельств и биогра­фий скрывались типажи, целые люди-судьбы. Но вот что следует отметить - этот спектакль создан для актеров, чтобы они мог­ли раскрыться. Его нельзя проиграть, просто выучив текст, здесь акцент на дей­ствиях, движениях, эмоци­ях. Слово может обмануть, тело - нет. А «Прощаясь не навсегда» требует «прав­ды тела»: спектакль играет с откровенностью, но как иначе может быть в поста­новке, суть которой любовь.

При этом бунинская лю­бовь вовсе не идеальный рай в шалаше: немолодой художник, содержанка, аферист, нескромный дво­рянин, жених, погибший через месяц на фронтах Первой мировой войны, - это все трагические судьбы, в чем-то сломанные имен­но любовью и одновремен­но живущие ею.

В каких-то местах спек­такль дословно воспроиз­водит бунинский текст, в других, конструируя свое пространство, сводит тек­сты и героев, выстраива­ет между ними отноше­ния и диалоги, превращая два действия в два полно - ценных романа. Можно ли было сделать их двумя отдельными спектаклями - вот на этот вопрос каж­дый из зрителей должен ответить сам.

Символизм и эффект эха наполняют спектакль. Чего стоит зарифмованность сцен с нательными крестами в первой и вто­рой частях. Аферист кра­дет у героини нательный крест, а после исчезает, вернувшись к ней спустя много лет, снова пережи­вает с ней былую страсть, не простив ее уход к дру­гому, убивает и кладет на бездыханное тело тот са­мый нательный крест. И во второй части уже пожилой герой получает обратно от оставленной им много лет назад простолюдинки-лю­бовницы крест. Подоб­ных деталей в спектакле уже после его завершения зритель обнаружит немало.

«Это истории о любви. О любви, что может стать щемяще-грустным эпизодом из прошлого. Или минутой, перемоловшей судьбу. Не­пременно главное и почти невесомое в воспоминани­ях о прошлом - волнение любви, трепетное напряже­ние, когда мир вдруг стано - вится хрустально-звонким и неповторимым. В памяти у героев остается лишь то, что было срезано на лету, что не успело снизиться и упасть, а сохранило осле­пительную яркость подъе­ма» - так звучит описание спектакля «Прощаясь не навсегда». И хотя в анон­се говорится, что он соз­дан в первую очередь для молодежи, которая благо­даря театральному искус­ству сможет не просто по­знакомиться с творчеством И.А. Бунина, но и глубоко проникнуться любовью к русской литературе и языку, ощутить важность бережного отношения к историческому и культур­ному наследию Отечества, потенциальная аудитория спектакля куда шире. Ведь у каждого в жизни есть те самые моменты чувств, эмоций, поступков, кото­рые мы вспоминаем, как любовь, таким нежным, а может, и ранящим эхом.

Постановка данного спектакля стала возможным благодаря субсидии, полу­ченной Брянским театром драмы им. А.К. Толстого в рамках регионального про­екта «Творческие люди» нацпроекта «Культура». Пока состоялось лишь два показа. Безусловно, данной постановке еще предстоит обжиться на сцене, какие-то моменты, может, будут уси­лены, а от некоторых шагов будет целесообразно отка­заться. И все же данный спектакль - определенное явление для брянской теа­тральной жизни.

Фото: сайт brtd.su

Комментарии (0)