Регистрация
Войти

В Брянской области стартует региональный чемпионат «Абилимпикс»

В брянской гимназии номер 7 проходит акция «Сдаем вместе. День сдачи ЕГЭ родителями»

Труппа Брянского ТЮЗа отправилась на гастроли в Республику Беларусь

Архив выпусков газеты
29 марта 2024, 12:43
12+

СПЕЦНАЗ КОВИДНОЙ ВОЙНЫ

19.08.2021, 08:23
Мир продолжает жить в условиях пандемии коронавируса. Минувшие полтора года - время борьбы человечества с новым врагом. Война эта идет с переменным успехом: COVID-19 то накрывает волной, то отступает, то вновь возвращается, уже «перевооружившись» новым штаммом.

Среди тех, кто в нашей области с первых дней противостоит пандемии, Владимир ВОЛОДИН, в обычное время - заместитель главного врача Брянского клинико-диагностического центра по организационно-методической работе.В пан-демийную эпоху Владимир Владимирович уже трижды в составе добровольческих бригад Брянского клинико-диагностического центра участвовал в развертывании ковидных госпиталей.

С ним мы обсудили, как прошли эти полтора года, как меняется вирус, в чем его коварство и как врачи борются за наше здоровье и жизнь.

- Владимир Владимирович, в каких ковидных госпиталях вы работали за эти полтора года?

- Все началось в прошлом году, в апреле. Тогда спешно разворачивался ковидный госпиталь на базе Брянского областного госпиталя для ветеранов войн. Туда добровольцами от нашего учреждения вызвались многие врачи и медсестры, в том числе и я. Потом участвовали в организации госпиталей в Сельцо и вот сейчас в Выгоничах. Между собой мы уже в шутку себя называем «спецназ ковидной войны».

- Какое было ощущение в самом начале?

- Наверно, как у наших войск под Москвой в 1941-м. Когда не очень понятно, что на тебя надвигается и что надо делать. Ясно одно - надо противостоять угрозе, делать все от тебя зависящее. В принципе, тогда уже через неделю после запуска пришло некое понимание того, как действовать. Опять же появились утвержденные Минздравом протоколы лечения.

Постепенно первая волна закончилась, госпиталь на базе «ветеранов» в середине прошлого лета выписал последних на тот мо -мент пациентов. Но надо понимать, что COVID-19 - очень хитрая инфекция, он возвращается волнами, идет своеобразными циклами. Вторую волну мы встречали уже в Сельцо, там помогали разворачивать инфекционный госпиталь. Понятно, что уже есть опыт, можем местным врачам подсказать, как вести пациентов.

- Это касается лечения?

- Не только, лечение в первую очередь определяется протоколами Минздрава, во вторую - уже личным опытом. При развертывании госпиталя надо решать очень много организационных вопросов: обеспечения необходимыми препаратами и СИЗами, деление помещений на «красную» и «зеленую» зоны... Много вопросов чисто логистических - как принимать и размещать больных, сколько необходимо коек с подведенным кислородом и т.д. В принципе, на развертывание хорошо бы иметь неделю. Например, за это время можно ногами пройти все помещения, спланировать, как лучше что разместить, чтобы не терять иногда очень ценное время просто на перемещения.

- Коронавирус весны прошлого года и дня сегодняшнего - есть какие-то отличия?

- Конечно. Вирус меняется, неслучайно говорят про новые выявляемые штаммы. При этом он становится агрессивнее. Весной прошлого года коронави-рус поражал прежде всего пожилых людей. Я помню, мы тогда были в шоке, когда умерла пациентка в возрасте 46 лет, считалось, что это очень молодой для ко-ронавируса возраст. Сейчас он, наоборот, активно укладывает в госпиталя молодых, появились у нас пациенты 90-х годов рождения.

С другой стороны, раньше в госпиталь старались везти всех - и в легкой стадии, и в тяжелой, сейчас только в тяжелой. Но и самих случаев заражения стало гораздо больше.

Понятно, что медицина не стоит на месте, появляются новые клинические рекомендации по лечению. Так, за эти 1,5 года их было выпущено 12! И это не только из-за того, что мы лучше узнаем вирус, но и потому, что он меняется, поражает уже совершенно иначе.

Например, в ноябре-декабре отмечался хороший эффект от генно-инженерных препаратов. Сейчас они стопроцентное улучшение уже не гарантируют. Широко используем гормональные препараты, противовирусные средства. Методы терапии не стоят на месте, но надо понимать: противовирусного препарата, уничтожающего именно COVID-19, до сих пор нет.

Одно из самых опасных явлений при коронавирусе - так называемый цитоки-новый шторм. Суть явления заключается в выработке большого количества медиаторов воспаления, которые приводят к активации иммунных клеток и высвобождению последними новой порции медиаторов. Возникает порочный круг, который приводит к разрушению тканей очага воспаления и, распространяясь, охватывает весь организм.

У нас были случаи, когда молодой, спортивного вида пациент в госпитале кричит: «Я здоров! Я отлично себя чувствую, выписывайте меня домой!», а через пару часов он даже не может встать, и его уже не удается спасти. Много и обратных случаев: у нас были пациенты-супруги, 1931 и 1933 годов рождения. Две недели пролежали и выписались в полном порядке. Еще шутили, что в благодарность мешок картошки в госпиталь привезут. Очень коварный, плохо предсказуемый вирус.

- А есть возможность понять, как будет протекать болезнь?

- Очень важны своевременно сделанные лабораторные исследования. По ним можно просчитать течение заболевания. Это как раз тот случай, когда перед тобой может сидеть здоровый человек с небольшой температурой, а по анализам ты понимаешь, что сейчас его организм даст сильнейшую реакцию и может потребоваться реанимация.

- А вакцинированные тоже заболевают?

- Да. Среди тех, кто попадает в госпиталь, есть определенный процент привитых. Вообще тут надо понимать: я и мои коллеги сталкиваемся уже с заболевшими. А вот сколько из вакцинированных не заболели, мы знать не можем, мы же занимается именно лечением заболевших. Но еще раз повторю, на сегодняшний день лекарства от корона-вируса нет, и перед человеком стоит, в общем-то, небольшой выбор: заражаться или вакцинироваться. Но вакцина дает шанс перенести инфекцию легче.

- У вас были пациенты, которые пролечились в госпитале от коронавируса и снова попали к вам?

- У меня таких пациентов не было. Но да, есть факты, что и переболевшие заражались повторно. Впрочем, у них в этом случае болезнь протекала в более легкой форме.

- Когда пациенты выписываются, им даются какие-либо рекомендации?

- Конечно, каждый выписываемый пациент получает индивидуальные рекомендации. Это зависит от того, в какой форме протекала болезнь, какие органы были поражены. Сейчас много внимания уделяется как раз реабилитации пере -болевших коронавирусной инфекцией.

Так, для них организована дополнительная диспансеризация. Считаю, людям надо ее проходить. Вирус очень коварен, и иногда трудно понять, на что он повлиял. Комплексное обследование поможет это выявить.

Вы, я думаю, видите, что сейчас многие санатории и другие медучреждения стали предлагать программы постковидной реабилитации. Мы еще не до конца понимаем, какой урон наносит COVID-19 и каковы долговременные последствиям.

Вот, например, однозначно установлена опасность тромбозов. Они могут происходить как при протекании заболевания, так и впоследствии. Надо смотреть и изучать статистику, сколько среди переболевших коронавирусом потом имели какие-либо проблемы со здоровьем. Там будут и летальные случаи, в том числе именно от тромбозов.

- Все же что оказывает определяющее действие, чтобы человек при контакте с вирусом имел минимальные негативные последствия?

- Это зависит от слишком многих факторов, например, от того, какой был штамм коронавируса. Вот сейчас самой заразной и летальной считается «дельта». Зависит от того, в каком состоянии был организм человека: был ли он чем-то дополнительно ослаблен, например, хроническими заболеваниями. Опять же был человек привит или нет, успел у него выработаться достаточный иммунный ответ на вирус или нет. Конечно, многое зависит и от лечащих врачей, к которым попадет заболевший. Мы сейчас, конечно, знаем о коронави-русе гораздо больше, чем в начале пандемии, но и вирус меняется. Повторюсь, мы пока боремся с последствиями вируса в организме, минимизируем наносимый вред.

Поэтому хочу пожелать читателям следить за здоровьем, обращаться к профессионалам при первых подозрительных симптомах. А коллегам - успехов в нашем нелегком деле на ковидном фронте, сил нам и стойкости.

Комментарии (0)