Именно от качества работы муниципальных властей - решения вопросов с ЖКХ, состояния дорог, школ и т.д. - зависит общее впечатление от качества управления в регионе и стране для жителя конкретной территории. Трудно верить в то, что где-то в областном центре строится новый четырехполосный мост, когда у тебя перед домом не прогрейдирована дорога...
Но парадокс ситуации в том, что именно этому уровню власти особенно не хватает профессиональных кадров. Во-первых, муниципальное управление - самое массовое, только на Брянщине существуют 236 муниципальных образований. Во-вторых, местный уровень - это трамплин или кузница кадров для региональных и федеральных органов госвласти, бизнеса, «манящих» активных и преуспевающих муниципалов. В-третьих, непосредственная работа с людьми, их каждодневными проблемами и запросами - нелегкий труд, часто эмоционально выматывающий, и не все способные остаются в нем работать.
Именно для повышения качества муниципального управления, обмена успешными практиками, решения типовых задач и стала 15 лет назад в России активно развиваться система Ассоциаций органов местного самоуправления. В каждом регионе муниципалы объединялись в профильные союзы, чтобы вместе решать схожие задачи, выстраивать диалог с региональными властями, обмениваться наработками. Действует такая Ассоциация и в Брянской области.
ОТ ИСТОКОВ КО ДНЮ СЕГОДНЯШНЕМУ
Процесс ее создания пришелся на 2006-2007 годы. На учредительный съезд 15 лет назад в Брянске собрались главы и председатели Советов народных депутатов всех муниципальных образований Брянской области. Выступавшие на съезде были едины в том, что нужна организация, которая защищала бы интересы местного самоуправления, продвигала местные инициативы, помогала вновь избранным депутатам и главам муниципалитетов быстрее освоиться в новых должностях и в дальнейшем оказывала бы им методическую помощь. Тогда же был сформирован и первый состав Правления Ассоциации. Понятно, что на протяжении полутора десятков лет он менялся, на очередных съездах избирали новых достойных членов, но основные направления работы остались неизменными - укрепление внутренних связей между муниципалитетами, методическая и правовая помощь, реализация местных инициатив, выстраивание эффективных отношений с региональными и федеральными властями и т.д.
Председателем Совета на протяжении 15 лет были самые авторитетные руководители муниципалитетов. Среди них Александр Макаров, дважды занимавший пост председателя Правления Совета, а впоследствии ставший заместителем губернатора Брянской области и главой администрации центра субъекта - города Брянска. Последние 7 лет правление Совета возглавляет Сергей Лавокин - глава администрации Брасовского района.
- За это время многое удалось сделать. Мы регулярно отчитываемся перед съездами СМО, и по этим докладам можно проследить, как менялись цели и какие успехи достигнуты. Многое нам удалось сделать благодаря поддержке нашего губернатора Александра Васильевича Богомаза. Это очень важно, когда глава региона понимает роль местной власти, советуется с руководителями муниципалитетов, помогает сам и настраивает свой аппарат на помощь территориям. В канун юбилея Совета я просмотрел отчеты о работе за 15 лет нашей деятельности. Масштаб сделанного впечатляет, - отмечает председатель Правления Ассоциации.
Говоря о том, какими качествами в современной российской действительности должен обладать председатель АСМО, Сергей Лавокин среди прочего отмечает, что очень нужен большой опыт работы на «земле».
Свои задумки о всеобщем благе нужно уметь приземлять. Мне приходилось встречать краснобаев, которые строили наполеоновские планы, приходя, например, на выборы главы, но их прожекты разбивались о действительность, о реалии. Руководить муниципалитетом, а тем более объединением муниципалитетов нужно, всегда учитывая возможности. Но есть, на мой взгляд, главное, что должно быть у каждого председателя - это желание работать на благо жителей территории всего региона. При этом нужно понимать, что это благо может быть разным в твоем понимании и в понимании жителей, - констатирует Сергей Лавокин.
На протяжении этих 15 лет так сложилось, что работу по организации деятельности совета взяла на себя исполнительная дирекция. Текущая, иногда рутинная со стороны работа высоко ценится специалистами на местах - сюда всегда можно обратиться за консультацией, получить помощь в оформлении заявки для участия в том или ином конкурсе, узнать, как аналогичные проблемы решались в других муниципалитетах, и получить алгоритм действий. Штат исполнительной дирекции, работающий на постоянной основе, невелик: исполнительный директор, юрист и специалист. Все 15 лет со дня создания Совета муниципальных образований Брянской области в исполнительной дирекции работает Наталья Пригаро, которая последние 5 лет является исполнительным директором.
- За пятнадцать лет работы Совет муниципальных образований сделал очень многое для развития местного самоуправления. Главное, что все проекты и программы, все мероприятия Совета были направлены на улучшение качества жизни жителей наших городов и поселений. Хочу отметить, что многие проекты, которые были реализованы в нашей области, позже становились очень востребованными в общероссийском масштабе. Мы были пионерами в развитии территориального самоуправления, у нас очень давно реализуются программы с народной инициативой. Поэтому наш регион становился пилотным по некоторым инициативам Всероссийского Конгресса Муниципальных образований, - рассказывает Наталья Пригаро. - Особенно много внимания всегда уделялось нашим Советом методической работе. Мы стремились вооружить наши муниципальные кадры юридическими знаниями, рассказать им о передовых муниципальных практиках. За такую целенаправленную и постоянную работу мы часто слышали слова благодарности от глав муниципалитетов, депутатов, специалистов муниципального хозяйства. Это лучшая оценка нашей деятельности.
Впрочем, если брать каждое конкретное направление работы Ассоциации, понимаешь, какой масштабный путь уже пройден, но эта ее деятельность касается тех сфер, где никогда не будет поставлена точка. Муниципальное управление связано с жизнью людей на конкретных территориях, а значит, каждое направление деятельности должно развиваться изо дня в день.
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БАЗЫ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ
Одна из ключевых задач каждого муниципалитета - это развитие экономической базы, рост собственных доходов и выход на самоокупаемость. К сожалению, пока большинство муниципальных образований региона не создали достаточной базы для этого и формируют бюджет, в первую очередь получая дотации. В таких условиях местной власти трудно улучшать социальное положение своих жителей, сохранять все взятые на себя социальные обязательства. Совет муниципальных образований поддержал объявленную губернатором новую бюджетную политику
как можно больше зарабатывать самим муниципалитетам за счет привлечения в районы инвесторов. Подготовлены и распространяются практики привлечения инвесторов городом Брянском, Погарским и Карачевским районами, другими муниципальными образованиями.
Другое направление - укрупнение муниципальных образований. Последние несколько лет процесс идет как на уровне городов и районов (образован Новозыбковский городской, а также Старо- дубский и Жуковский муниципальные округа), так и на поселенческом. При этом, с одной стороны, учитываются экономические вопросы (сокращение административных расходов, формирование более крупного и маневренного бюджета и т.д.), а с другой - качество предоставления услуг населению.
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
Важным направлением деятельности Совета стало кадровое обеспечение органов местного самоуправления. Профессионалов, владеющих всеми современными технологиями муниципального управления, к сожалению, пока мало, особенно на поселенческом уровне.
Совет убежден, что уровень оплаты труда всех работников органов местного самоуправления должен быть достойным. Большинство из них трудятся добросовестно, при этом уровень ответственности очень высок. И эта ответственность должна быть мотивирована практическими стимулами.
Правительство Брянской области совместно с Советом сделало соответствующие шаги в этом направлении: за последние пять лет пересмотрен подход к организационным структурам администраций городских округов и муниципальных районов, а также система оплаты труда для работников органов местного самоуправления. По предоставлению Совета правительство области рассматривает варианты увеличения оплаты труда работников органов местного самоуправления, готовит предложения по решению данного вопроса.
Совет принимает участие в организации обучения глав администраций, депутатов представительных органов, работников органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области. Это одна часть работы, связанная с обучением имеющихся кадров. Но у каждого муниципалитета должен быть кадровый резерв. Совет инициировал опросы населения, выявление лидеров общественного мнения, встречи с ними. Сегодня инструментом для решения проблемы стала активная работа органов местного самоуправления с учебными заведениями. И уже на этапе обучения молодых людей ориентируют на работу в местных органах власти.
На площадке Совета практически еженедельно проходят мероприятия, связанные с изучением нового в законодательстве. В течение последних двух лет Совет организует курсовые занятия. В прошлом году внедрена новая форма повышения квалификации: дни консультаций, на которых разбирают конкретные спорные ситуации из практики.
Одной из форм обучения стали семинары по конкретным вопросам деятельности. Проводятся они на конкретном жизненном материале. В прошлом году из-за ограничений, связанных с пандемией, возможности очного обучения были ограничены. Поэтому основной упор был сделан на дистанционные формы. Они показали свою востребованность и практичность. Поэтому в дальнейшем очные и дистанционные формы обучения муниципальных служащих будут сочетаться. Необходимость в таких занятиях не подвергается сомнению.
Хорошо зарекомендовали себя совещания по развитию органов местного самоуправления нескольких областей. Нашим соседям по Центральному федеральному округу, например, было интересно послушать председателя Совета муниципальных образований Тульской области Марину Карташову, которая поделилась опытом работы с ТОСами.
Совместно с Конгрессом муниципальных организаций Совет разработал кадровый проект «22 тысячи». Он направлен на то, чтобы на работу в муниципалитеты приходили люди, получившие волонтерский и добровольческий опыт в местных социально ориентированных НКО и организациях территориального общественного самоуправления.
БЛАГОУСТРОЙСТВО И ИНИЦИАТИВЫ
Совет активно включился в реализацию нацпроекта, направленного на создание нового качества жизни жителям Брянской области.
Уже три года подряд благоустраиваются города и села по проектам, предложенным местными жителями благодаря программе инициативного бюджетирования. В прошлом году на реализацию инициатив населения правительство Брянской области выделило рекордные 100 млн рублей. Самая главная ценность программы в том, что люди сами в своем поселке или части муниципалитета определяют, куда направить бюджетные средства, какие объекты им возвести. Это очень важный шаг не только к укреплению местных сообществ, но и к созданию условий для сотрудничества населения и органов власти.
В области был реализован проект «Всем миром». Его участники приводили в порядок и благоустраивали места захоронений на территории области. Главной задачей этого проекта стало в первую очередь объединение усилий общественности, органов государственной власти, предпринимательской среды, муниципалитетов и, конечно, каждого жителя региона в наведении надлежащего порядка на территориях кладбищ, которых в области насчитывается около двух с половиной тысяч.
Тесно связана с благоустройством и поддержка инициатив жителей на определенной территории. Совет муниципальных образований выиграл грант программы поддержки социально ориентированных организаций «Содействие развитию институтов гражданского общества» и реализовал проект «Вместе мы можем все». Были проведены четыре семинара для органов ТОС и специалистов администраций всех 33 муниципальных районов и городских округов Брянской области. 120 участников по итогам учебы получили удостоверения о повышении квалификации, остальные четыреста - сертификаты. Всем слушателям были предоставлены пакеты методических материалов. Семинары получили широкое освещение в прессе и Интернете.
Отдельного внимания заслуживает работа по созданию и поддержке Ассоциации территориальных общественных самоуправлений Брянской области. АТОС была зарегистрирована в 2017 году. В этой ассоциации удалось объединить всё реальное территориальное движение органов ТОС, которое есть в Брянской области. Движение ТОС распространено в 44 субъектах России. Но Брянская область заслуженно признана флагманом в развитии территориального общественного самоуправления.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
Работа Советов муниципальных образований неоднократно отмечалась на общероссийском уровне, опыт работы заслушивался на муниципальных форумах. Члены брянского Совета участвуют в работе в комитетах и палатах Общероссийского конгресса. Глава г. Севска Елена Добродей стала председателем палаты городских поселений ОКМО.
Ежегодно Совет участвует в составлении общероссийского доклада по развитию местного самоуправления.
Совет муниципальных образований Брянской области совместно с Конгрессом работал над законопроектами по упрощению процедуры регистрации территориального общественного самоуправления, расширению механизма самообложения.
Брянская область участвовала в проекте Конгресса «Интерактивная карта МСУ» и пилотном проекте по инвентаризации полномочий по вопросам «Экономика и финансы», «Здравоохранение и окружающая среда», а также «Градостроение. Дорожное хозяйство». Для участия в этой работе был привлечен потенциал всех отделов пилотных муниципалитетов - г. Клинцы и Почепского муниципального района. Позднее добавились г. Сельцо и Клет- нянский муниципальный район. В настоящее время Совет активно работает в обсуждении Основ государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления до 2030 года.
О ПЕРСПЕКТИВАХ
Брянский СМО продолжает развивать актуальные направления в муниципальном управлении в рамках общероссийской повестки. Циф- ровизация, брендирование, конвергенция уровней власти - все эти явления находят отклик и на уровне местного самоуправления на Брянщине.
- В настоящее время наш Совет муниципальных образований расширяет направления своей деятельности, - поясняет Наталья Пригаро. - Это диктуется временем. Например, сегодня нельзя представить себе жизнь без интернет-технологий. Многие формы самоуправления - от товариществ собственников жилья, ТОСов до муниципальных сообществ - действуют на новых платформах взаимодействия. Онлайн-голосование прочно вошло в жизнь, и нужно активнее использовать возможность услышать мнение жителей при принятии решений. Сегодня большое внимание уделяется развитию местных брендов. Например, у нас в Севске брендом стал фестиваль частушек.
При этом в регионе внимательно следят за федеральными трендами, понимают, что только в рамках синхронизации всех уровней власти можно добиваться максимальных результатов для блага жителей.
- Наша страна имеет свою специфику развития местного самоуправления, - отмечает Сергей Лавокин. - Изучая опыт многих европейских стран в этом направлении, убедился, что система местного самоуправления очень эффективна, если у муниципалитета есть средства для реализации своих полномочий... Считаю, что для решения многих проблем муниципалитеты должны быть встроены в государственную повестку, в единую систему публичной власти. Это даст возможность эффективно встраивать муниципальные правовые акты и программы в общегосударственную систему целеполагания.
Комментарии (0)