Регистрация
Войти

БРЯНЦЫ ПОДДЕРЖАЛИ АКЦИЮ, ПРИУРОЧЕННУЮ К НАЦИОНАЛЬНОМУ ДНЮ ДОНОРА

Кинологи Брянской таможни завоевали «золото» на чемпионате таможенных органов ЦФО

В БРЯНСКЕ ДЕЛЕГАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ СОБРАНИЙ ПОБЫВАЛИ НА ПАРТИЗАНСКОЙ ПОЛЯНЕ

Архив выпусков газеты
20 апреля 2024, 08:25
12+

СИБИРСКИЙ ВЗГЛЯД

17.06.2021, 09:24
Актерская профессия требует всегда новых впечатлений и опытов: подмечать за людьми, выделять типажи и характерные детали, выхватывать знаковые черты - все это необходимо для того, чтобы вживаться в образ, чтобы и зритель, и ты сам мог сказать себе: «Верю!» Оттого, безусловно, так ценна возможность обменяться опытом, посмотреть на труды коллег по цеху из других регионов. Страна у нас огромная -только государственных театров в ней более 600, а сколько еще независимых и небольших студий-объединений! Разные традиции, разные тенденции, разные режиссеры и актерская школа, а главное, разный зритель - все это дает потрясающую картину, только смотри и схватывай! Актер Брянского театра юного зрителя Алексей Чубаков стал гостем такой «смотрины» - VI фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит».

- Алексей, как занесло в Сибирь? Фестиваль ведь проходил в Новосибирске?

- Получается, благодаря театральному конкурсу «Успех» (Алексей Чубаков вместе с коллегами по спектаклю «Мертвые души» разделил премию «Лучшая мужская/женская роль». — Авт.). Руководство Брянского отделения Союза театральных деятелей заявку с моими данными отправило в головной офис как такую форму поощрения. Ребята из других регионов, что туда съехались, тоже были лауреатами в своих регионах. Были и из Карелии, и с Сахалина - очень широкая география. Для меня эта творческая командировка была спонтанной, неожиданной. Но оно того стоило!

- В каком статусе были на фестивале: член жюри, эксперт, гость?

- Слава Богу, не член жюри! Это большая ответственность. Я был гостем, нас таких было с десяток из разных регионов страны. Союз театральных деятелей выкупал нам билеты на спектакли, также были мастер-классы, ведь артист всегда должен быть в тренинге. Я хоть сначала и со скепсисом отнесся к мастер-классам по сценречи - ну, казалось бы, что тут нового, - но потом с таким удовольствием их посещал. Очень интересно и полезно было по школе Елены Ласка-вой (доцент Театрального института им Б. Щукина). И как-то на них вся наша разнородная актерская группа из разных концов России притерлась и сдружилась. Вообще ближе к финалу фестиваля наша группа поймала себя на мысли, что мы словно работаем в одном театре.

- «Ново-Сибирский транзит»  - это межрегиональный фестиваль театров Сибири, Урала и Дальнего Востока. Чувствуется отличие театральной жизни Зауралья от тех процессов, что развиваются здесь?

- Тут надо даже шире говорить. Театр ведь продолжение и отражение жизни. И отличия не только в театре, но и у людей, отличается менталитет. Создалось впечатление, что там живут своей жизнью, меньше ориентируются на Москву. Показалось, что там люди более далеки от политики. Наш брат-актер больше живет творчеством.

- В чем особенность данного фестиваля с профессиональной точки зрения?

- Очень поразило меня, что почти все представленные на том фестивале спектакли - это или лауреаты, или хотя бы номинанты «Золотой маски» (Российская На циональная театральная премия - ведущая и наиболее престижная в стране. - Авт.). Работы и режиссерская, и актерские, и сценография на высшем уровне.

- Как по тематике складывалась программа фестиваля?

- Интересно, что они берутся говорить не просто на современные темы, но и спорные, дискуссионные. Например, Омский театр драмы показал спектакль «Время second hand» про развал Советского Союза. Мы пока остерегаемся трогать некоторые темы.

- Кстати, брянские театры нередко упрекают в этой самой увлеченности классикой и осторожности в выборе современных тем и текстов. На что звучит ответ: «Наш зритель любит Островского».

- Я тоже люблю Островского, и мой учитель меня приучил к Островскому. Классика тоже должна быть! Сейчас на многих площадках Москвы и Питера слишком заигрываются в современность, приводя к чему-то далекому от собственно театра. Может, слышали про игру Ольги Бузовой в спектакле про молодые годы Сталина во МХАТе. Это уже, наверное, про коммерцию, а не про театр. По моему убеждению, театр все же должен воспитывать.

- Вы тоже обратили внимание на шумиху вокруг этой постановки? И очень печально, что всё обсуждение ведется вокруг певицы, ее «вокальных» данных и гонорара, а не о том, как раскрывается становление Сталина. Ведь с точки зрения драматургии это же потрясающая тема: как мальчик-семинарист становится революционером-грабителем, а потом главой государства, самым спорным, которого одни называют палачом, а другие готовы рисовать на иконах!

- Да, здесь, пожалуй, из-за коммерции, из-за желания привлечь аудиторию сместили акценты. А театр должен оставаться театром. И, кстати говоря, не столичные, а периферийные театры, с того же самого Дальнего Востока, Сибири, сейчас больше работают в классической схеме.

Хотя были и яркие экспериментальные работы. Тот же городской драматический театр г. Шарыпо-во (Красноярский край) показал спектакль «Я нанял убийцу». Современная пьеса. Он решен в «киношном» стиле: декорация открывалась-закрывалась как эпизоды фильма, главный герой работал в стиле «как играть, ничего не играя».

Меня поразил спектакль Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина. Они представляли спектакль «Мы, герои» про труппу артистов-неудачников, скитальцев и изгоев, скитающихся по Европе накануне Второй мировой войны. Меня поразило, как все артисты поют. И это не мюзикл, но каждая композиция в нем актерами именно проживается.

- Кстати, на фестивале чувствовалась тенденция, что вокал сейчас активно приходит в театр?

- Да, это есть. Тут и брянские театры идут в этом направлении. И, пожалуй, это общий сейчас тренд.

- Как проходил фестивальный день?

- Очень насыщенно. Утром мастер-класс. В 14.00 - осмотр спектаклей. Потом перерыв и уже на вечерний спектакль. Затем уже капустники. Удивительно, но коллеги молодцы, устраивали их каждый фестивальный день. Притом обязательно один-два номера были посвящены тому спектаклю, что сегодня отсмотрели. Ну и, конечно, общение с коллегами. Было очень интересно узнать и о других театрах, сценических и бытовых вопросах коллег. Ребята были из Владивостока, Хабаровска, Благовещенска, Магадана, многих других городов. И обсуждали, где чем театр живет, какой жизнью.

- Какие театральные постановки запомнились и чем?

- Сразу обозначу, что два спек-такля-победителя фестиваля увидеть не удалось. Это «Идиот» Новосибирского драматического театра «Старый дом» и «Дети солнца» Новосибирского драматического театра «Красный факел». Ими открывали и закрывали фестиваль, а авиабилеты, к сожалению, были куплены, так что попасть на первый и последний дни оказалось невозможно. Это, пожалуй, единственное разочарование. Но было очень много достойных и интересных работ.

Например, Красноярский ТЮЗ привез спектакль «Хроники Нар-нии. Племянник чародея». Очень интересная «картинка»: сценография, свет. Она цепляет, удерживает внимание. Сейчас все же юным зрителям нужна не только драматическая часть, но и эффекты. И то, как в нем все это было решено, проекция, переходы - захватывает. Наблюдал за детьми, они сидели с открытым ртом.

Упомянутый спектакль «Мы, герои». Упомяну его еще одну особенность - это камерный спектакль, и во время действия мы сидели прямо на сцене. Там тоже, как и у нашего драматического театра в «Бедных циниках», на сцене живой звук, инструменты - и это работает!

По актерской игре еще надо отдельно остановиться на работе Омского драматического театра «Время second hand». Казалось бы, ничего особенного: выходят актеры, садятся и говорят, каждый рассказывает свою историю. Никакой «движухи». Да, были некоторые приемы - например, портрет говорящего транслировался на задник... Но как актеры омского театра делали свои роли! Как они держали зал! Меня это до глубины души тронуло, аж мурашки побежали.

А вот их спектакль «Дядя Ваня» почему-то не зацепил. Что-то они в нем навертели: какие-то шаманы, бубны. Тоже камерный спектакль, но не зашел.

- Похоже, там было много именно камерных спектаклей.

- Да, на этом фестивале даже главный приз двойной: лучший спектакль большой формы и малой. Камерных спектаклей сейчас становится все больше. Еще один из них представил Свердловский государственный академический театр драмы. «Вий» Гоголя - очень любопытная постановка: и оригинальное прочтение, и сценические придумки. Здесь художник сделал интересную вещь: висят канаты на сцене, и актерам они заменяют все атрибуты. Полетели - значит, кружатся на канатах, груз на душе героя - и уже канаты, как кандалы, опускаются на него, кинули на канаты бревно - и это уже скамейка. Так же играет и колодец с водой на сцене. Просто, но любопытно и стильно. Здоровские решения именно по сценографии.

- Чего из увиденного на фестивале не хватает брянским театрам?

- Свет и звук - здесь, пожалуй, мы сильно проседаем. А сейчас этому уделяется очень много внимания. Понятно, что это финансово для театров накладно, но оно дает такие возможности для «картинки». Обратил внимание, на некоторых, даже камерных, спектаклях сидело по 3 человека за световыми пультами. Вот тот же спектакль «Хроники Нарнии» - он строится на работе света, и этим творится чудо, которое приковывает взгляд.

- Чем из подсмотренного на фестивале поделились с коллегами, какие задумки и идеи будут привнесены в поставки?

- Когда я приехал с фестиваля, все коллеги сразу увидели мое воодушевление. Конечно, понятно, что есть куда стремиться, над чем работать. Даже больше не в плане актерской игры или режиссерских ходов, а с точки зрения технических моментов. Например, у нас в ТЮЗе звук снимался на спектаклях микрофонами, подвешенными над сценой. А на фестивале видно, что многие театры используют маленькие индивидуальные гарнитуры - и звук потрясающий!

Конечно, с коллегами поделился теми упражнениями, что с нами работали на мастер-классах по сценической речи. Ну и так делился впечатлениями, какие находки и приемы запомнились. Тут же многое надо к месту вспоминать - во время работы над ролью, репетициями спектаклей.

- А в каких моментах про себя говорили: «А это у нас в Брянске лучше»?

- Скажу, что есть у нас спектакли и не хуже, а даже лучше, чем некоторые из тех, что были на фестивале. Артисты во всех трех брянских театрах очень сильные, даже не желая сравнивать, но это чувствуется.

Момент, в котором многие другие регионы по-хорошему завидуют Брянску, - это отношения между театрами. Для других коллег было удивительным, что у нас мероприятия ко Дню театра совместные, что нет конкуренции или соревновательности между коллективами. У других регионов это чувствуется, даже на капустниках было заметно, как некоторые старались «уколоть» коллег.

- Новосибирский фестиваль считается одной из ступеней к «Золотой маске». Как думаете, а брянская постановка когда получит эту награду?

- Коллеги одного из регионов рассказали, что у них директор театра раз в несколько лет выделяет средства для того, чтобы пригласить команду - не только режиссера, а именно группу (и постановщика, и художника и т.д.), которая ставит спектакль с прицелом на «Золотую маску».

Брянские театры все же не на премии работают, а на зрителя. А зритель у нас больше любит легкие вещи, особенно комедии. Экспериментальные спектакли, постановки, которые делаются с прицелом на фестивали, у нас зритель не очень принимает.

Хотя, конечно, есть интересные и достойные работы. В нашем ТЮЗе, например, «Как Зоя гусей кормила» - современная постановка, отлично сыгранная, актуальная. У брянских «кукольников» достойные работы. В драмтеатре тот же «Кириллин день» - очень сильная вещь! Правда, много чего из творчества своих коллег-брянцев не видел - не хватает свободного времени.

- Завершая беседу, как считаете, сейчас зритель идет в театр?

- Да еще как! Вообще после пандемийных ограничений все театры отмечают, что зритель стал активней идти и важно не упустить этот шанс. В Новосибирске на фестивале были распроданы все билеты. Да и у нас, в ТЮЗе, мы стали замечать: если к нам раньше шли школьники и студенты, то сейчас приходит более взрослый зритель. Это означает, что и репертуар уже можно формировать соответствующий. Так что будем надеяться, впереди много интересных спектаклей и ролей.

 

Комментарии (0)