Регистрация
Войти

Брянск присоединится к акции "Георгиевская ленточка"

В БРЯНСК ПРИБЫЛ ЗАММИНИСТРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ ВЛАДИМИР ГРАКУН

БРЯНСКИЙ ГУБЕРНАТОР АЛЕКСАНДР БОГОМАЗ ПРОВЁЛ ПРИЁМ ГРАЖДАН

Архив выпусков газеты
25 апреля 2024, 14:00
12+

ДОЛГОЖДАННЫЙ «УСПЕХ»

01.04.2021, 08:36
После вынужденного перерыва три брянских театра отметили профессиональный праздник трёхдневным капустником и подведением итогов сразу двух сезонов.

КАПУСТНИК

«КА-РАН-ТИН!» - с этого выкрика, как с выстрела из ружья, резкого и ломающего логику ожиданий, и начался театральный капустник. Артисты, расположившиеся на сцене с чемоданами, мол, собирались на гастроли, и надпись «МАРТ 2020», выведенная проектором на заднике, - такова метафора событий, перевернувших год назад нашу жизнь, ввинтивших в наш обиход понятия «ковид», «самоизоляция», «социальная дистанция», поставивших вначале на паузу, а затем перенесших в онлайн-режим и театральную жизнь.

Говорят, «беду надо выкрикнуть» - проораться, выговориться и отпустить... Наверно, так было и в этом случае. Мимо темы коронавируса три наших театра-участника капустника - Брянский театр драмы им. А.К. Толстого, Брянский театр юного зрителя и Брянский областной театр кукол - пройти никак не могли, но накопилось немало других тем, мыслями о которых актерам хотелось поделиться со зрителями.

Кукольный Петрушка, на которого силой одевают защитную маску, «культурная вакцинация» как прививка искусством, актеры в хлопчатых защитных халатах - все это было на сцене Брянской драмы, но очень быстро этот «дым событий текущего» рассеивался, уступая место вечным темам творчества и поиска.

Жанр капустника предполагает, что в полушутливой манере актеры разных театров говорят о вещах вполне себе серьезных. Но находят для этого столь нетривиальные форматы, такие ходы, что за смехом читаешь всю серьезность ситуации.

Например, сильный музыкальный номер актеров ТЮЗа «Актеры без угла» на музыку из мюзикла «Собор Парижской Богоматери» был посвящен странствию труппы на период ремонта. Сейчас артисты ТЮЗа дают спектакли сразу на четырех сценах: филармонии, драмтеатра, театра кукол и ДК БМЗ. Интересно, что несколько лет назад также в капустнике обыгрывалась аналогичная ситуация, в которой были кукольники (завсегдатаи помнят номер «Кулинарное шоу» и шутку «А театр кукол будет готовить в котле ТЮЗа»), теперь после возвращения в родные стены уже они дают кров и сцену актерам брянского молодежного театра.

«Драмовцы» решили удивить зрителей сочетанием несочетаемого - русской классики и национальной стилистики. Не просто гоголевский «Ревизор», а мексиканский «РевиЗорро»! Не просто пьеса Островского, а на индийский лад с песнями и огромной головой Шивы! Если чеховский «Вишневый сад» - то в стиле японского театра кабуки с сакурой!

Обыгрывалась и извечная дилемма: любить себя в искусстве или искусство в себе. Зрителей растрогал и кукольный номер бабушки и ее ангела-хранителя.

БРЯНСКАЯ МАСКА

И все же главным событием субботнего вечера на сцене театра драмы стала церемония награждения лауреатов брянского театрального конкурса «Успех 2020-2021».

Более двух десятков работ, выпущенных тремя театрами за два года, отсмотрело и оценило жюри. После спектакля - разборы. То есть для актеров и режиссёров конкурс еще и возможность получить сторонний взгляд, услышать профессиональное мнение.

- Мне кажется, это очень точное название для фестиваля, который имеет столь долгую историю (в этом году конкурс отметил четверть века - авт.). И далеко не каждый регион может похвастаться тем, что есть столь долгоиграющий местный фестиваль, - отмечала на пресс-конференции председатель жюри, театральный критик и редактор профильного журнала «Страстной бульвар, 10» Елена Глебова. - И актерам, и режиссерам надо постоянно работать, но в какой-то момент надо остановиться и услышать мнение со стороны. И брянский фестиваль дает такую возможность, поскольку здесь не просто показ актерских и режиссерских работ, но и обсуждения.

Столичный критик уже была председателем жюри брянского фестиваля несколько лет назад. Профессиональный рост как самих работ, так и актерского мастерства - вот главное, что отметила она у брянских служителей Мельпомены.

Положа руку на сердце надо признать, «ковидные каникулы» стали для брян­ских театров своеобраз­ной «болдинской осенью». Многие задумки, желания, до которых не доходили руки в предыдущие перио­ды, за время вынужденного простоя обрели форму, ста­ли живыми спектаклями. Например, так произошло с постановкой «Вечер». Эту драму по произведению белорусского драматурга Алексея Дударева стави­ли на разных сценах. Так, в Чите это успешно сде­лал Н. Березин, а на сцене играл Вениамин Прохоров. Актер уже десять лет как из Забайкалья перебрал­ся на брянские подмостки, а спектакль его не отпу­скал. Вот за время вынуж­денного простоя он вместе с Иосифом Камышевым и Еленой Дигиной восстано­вил мудрый и светлый «Вечер» уже на нашей сцене.

Отличительный момент этого фестиваля - жюри просматривало спектакли, некоторые из которых еще «не распробованы» зрите­лем, их премьеры состоя­лись или перед введением самоизоляции, или вскоро­сти после снятия ограниче­ний, некоторые проходят в эти дни. Таковой оказа­лась судьба «военных» по­становок. Брянские театры готовились в год 75-летия Победы порадовать зрите­ля, но премьеры отложи­ли на 2021-й. Спектакль ТЮЗа «На войне как на во­йне» (режиссер Анна Троянова) - пример работы с «лейтенантской прозой». В его основе лежит произве­дение Виктора Курочкина, в котором молодой и необ­стрелянный младший лей­тенант Саня Малешкин (в исполнении Виктора Коно­валова) завоевывает авто­ритет у матёрой команды и превращается в насто­ящего боевого команди­ра самоходки СУ-85.

Или спектакль «Бах! Бах! Бах!» театра кукол, который по­ставила Лариса Леменкова, - пример совершенно необычного ракурса: вой­на глазами собаки. Здесь история верности и преда­тельства, геройства и само­пожертвования, дружбы и любви, а война - это страш­ная всеразрушающая сила, весь ужас которой обруши­вается на самых маленьких и беззащитных.

Еще одна отличительная черта сезона 2020-21 для брянских театров - уверен­ные шаги на территорию вокала. Жанр мюзикла, со­четающего драматургию, хореографию и песенные номера, явно нравится зри­телю, оттого и брянские те­атры стали его осваивать.

Например, спектакль ТЮЗа «Три мушкетера», поставленный на брян­ской сцене Вячеславом Шляхтовым из Москвы, вернет взрослых зрителей во время выхода извест­ного советского фильма о Д’Артаньяне, а для моло­дого поколения откроет увлекательный мир при­ключенческих романов Александра Дюма. В нем использованы знакомые и любимые песни «Констан­ция», «Один за всех и все за одного» и другие. И вна­чале это вызывает насто­роженность - не будут ли тюзовцы звучать вторично по отношению к знамени­тому фильму, не проигра­ют ли в заочной схватке? Нет, звучит свежо, мощно, но одновременно знакомо и любимо, чем подкупает. В целом театр юного зри­теля собрал весьма «певу­чую» труппу, чего стоит Алексей Кочетов, отлично исполняющий роль (и партии) 18-летнего гасконского юноши.

Да и театр драмы уве­ренно себя чувствует на почве мюзикла. Наивный и рассчитанный на совсем юную аудиторию спек­такль «Отважный щенок Бенджамин» поставлен на музыку брянского компо­зитора Александра Стре­калова, а по задумке чем-то напоминает детскую версию знаменитых бродвейских «Кошек». Здесь и постановка танцев, и пла­стика, и вокальные но­мера, исполненные моло­дым поколением актеров Брянской драмы, говорят о том, что и более серьез­ный мюзикл этой труппе по плечу. Сильна музы­кальная составляющая и в другом спектакле этого театра - «Любовь в стиле баROCKко».

Надо отметить, что за «ковидные каникулы» брянские актеры соскучи­лись по зрителю, а зритель по театрам. И это чувству­ется по игре с максималь­ной самоотдачей, и по бла­годарным аплодисментам. И, пожалуй, главное - зри­тель за искусство голосует ногами: многие спектакли проходили при максималь­но возможной наполнен­ности (как пошутили сами актеры на капустнике: «-Зал полный? - Да, полный! На все 75%!»).

За два года в жизни брянских театров произо­шло немало перемен. Изме­нилась и сама награда. Те­перь лауреатам конкурса «Успех» вместо статуэтки Арлекина вручается «Брян­ская маска». А вручили их немало в самых разно­образных номинациях.

РЕЖИССЁРСКИЕ РАБОТЫ

Про спектакль «Проща­ясь не навсегда», постав­ленный на сцене Брянско­го театра драмы Алексеем Дорониным, на страницах «Брянского рабочего» был отдельный и обстоятель­ный рассказ («Спектакль-эхо», № 52 от 31.12.2020). Сотканное из новелл писа­теля Ивана Бунина полотно о любви, страсти, эмоциях было хорошо принято и зрителями, и жюри конкур­са. Драматургия, режис­серские решения, множе­ство мелких и говорящих деталей, паузы, позволя­ющие актерам отыграть каждую эмоцию, - все это вкупе принесло спектаклю награду за лучшую режис­суру.

- Брянский театр драмы берет высокую литературу - ставит Бунина, спектакль по которому идет три часа, а публика сидит не дыша! Меня поразило, как после первого акта зритель не вставал, зритель сидел - настолько зал был под впе­чатлением. И замечательно, когда театр находит такую дорожку в сердце каждого из нас, - делилась впечат­лениями от спектакля Еле­на Глебова.

Но в этот раз лучшими были признаны две режис­серские работы. Другой стала «Снегурочка» Брян­ского театра кукол, постав­ленная Иваном Карповым. Это удивительно камер­ный и органичный спек­такль. Маленькие куклы, специально сделанные та­кого размера, чтобы мак­симально приблизить их к обрядовым, живут на сце­не особой жизнью русской деревни. В этом спектакле отстроено всё: каждое дви­жение кукольника, каждый взмах кукольной руки. Ак­теры проживают спектакль на сцене наравне с тряпич­ными героями, но не ме­шают друг другу, даже в самых массовых сценах, а напротив, усиливают эф­фект народного гульбища.

Знакомая многим с детства сказка про сле­пленную снежную внуч­ку оказывается способной поднимать очень много тем: и самопожертвования, и любви, и людской зло­бы. Так что родители, при­ведшие своих чад на спек­такль, сами вынесут с него немало важного.

Отдельного упоминания достойна музыка данно­го спектакля. Песнопения, звучащие в нем, хоть и ав­торские, но столь походят на народные, столь попа­дают в тему повествова­ния и столь качественно исполняются труппой, что оставляют самое неизгла­димое впечатление.

МНОГОЛИКОЕ ТРИО

Несколько раз в послед­ние годы разные составы жюри оставляли брянских артистов без одной из на­град «Лучшая мужская/ женская роль». При этом ярких характерных акте­ров и актрис на брянских сценах достаточно. Может, это уже становится особен­ностью местного театраль­ного конкурса, но и в этом году призы «первого пла­на» были присуждены не совсем тривиально.

Приз за «Лучшую муж­скую роль» получили Алексей Чубаков и Влади­мир Аверин, а за «Лучшую женскую» - Оксана Баш­катова. Все трое актеров служат в Брянском театре юного зрителя, а были от­мечены за один спектакль «Мертвые души». Показа­тельной оказалась и объе­диняющая формулировка: «Разноликое трио».

Тюзовские «Мертвые души» - это спектакль-пе­реодевание, когда актер за время пьесы перевоплоща­ется в несколько образов, используя маски и костю­мы, но главное - полностью меняя характер, мимику и жесты. Что-то подобное в свое время делал гени­альный Аркадий Райкин в спектакле-фильме «Люди и манекены». Этот же под­ход использовало и тюзов­ское трио,и использовало удачно.

- Спасибо жюри, что они вот так оценили, потому что давать кому-то одному из нас нельзя. Если бы я получил один эту премию, я бы даже расстроился за своих коллег по спектаклю, - поделился с журналиста­ми уже за кулисами Алек­сей Чубаков.

Чичиков в исполнении Алексея Чубакова подкупа­ет своей реалистичностью: тут и авантюристский дух, и острое чувство непри­ятия к искусственной дей­ствительности, и главное, пожалуй, жалость к герою, потому как он не хотел со­вершить никакого больше­го злодейства, чем многие куда более высокие чины делали. На участь Влади­мира Аверина в постанов­ке выпала большая часть «контрагентов» Чичикова, каждый из которых Гого­лем прописывался как осо­бая ступень деградации че­ловеческого. Солирует ему Оксана Башкатова, на нее тоже пришлось немало го­голевских образов, сыгран­ных каждый по-своему, но с одинаковой самоотдачей.

Впрочем, на Оксане Башкатовой жюри остано­вилось, обсуждая и другую постановку ТЮЗа - «Как Зоя гусей кормила». Здесь она великолепно испол­нила очень сложную роль, балансирующую на грани безумия и игры в него.

А возвращаясь к «Мерт­вым душам», актерскому трио надо отдать долж­ное еще и за то, что в спек­такле смаковано каждое слово, постановка напо­минает своим языком, что «Мертвые души» - это именно поэма, которую Гоголь выписывал с потря­сающей мелодичностью и сочностью.

ВТОРОЙ ПЛАН И ЭПИЗОДЫ

А вот на что богат ока­зался конкурс этого года, так это на награды за роли второго плана и эпизоды. С одной стороны, жюри, понимая, как много нако­пилось работ, стремилось отметить максимум до­стойных, с другой - осо­бенности представленных спектаклей диктовали не­обходимость оценивать максимально широко именно в этих номинациях.

Целую россыпь наград за «Яркий эпизод» взяли актеры из спектакля «Про­щаясь не навсегда». Сам характер постановки, объе-диняющей отдельные исто­рии, говорил о том, что нет здесь главных героев (точ­нее, главные тут сами Лю­бовь и Жизнь, а каждая от­дельная история или роль вторичны по отношению к этим субстанциям). Но спектакль так позволил раскрыться здесь актерам, что нельзя было не отме­тить их мастерство. Отто­го были награждены Ми­хаил Лаврушин, Ксения Ланская, Алексей Дегтя­рев, Ирина Аракелова, Кри­стина Корзникова. За игру в этом спектакле как за лучшие роли второго пла­на жюри отметило Юлию Филиппову и Александра Кулькина.

Кроме того, в номина­ции «Яркий эпизод» за роль Бабы Нюры в спек­такле «Люди добрые!» была отмечена актриса Брянского театра драмы Людмила Борисова.

Еще несколько ролей второго плана в других спектаклях также были от­мечены жюри. Прежде все­го это работа Александра Исаева в уже упомянутом спектакле «Как Зоя гусей кормила». Сложная пси­хологическая современная пьеса Светланы Бажено­вой очень жизненная: по­добные истории, пусть и не возведенные в абсолют, нередки. Это спектакль о родительской и сыновьей любви, способной разру­шать. Это спектакль о по­ступках, сделанных и не сделанных, и ответствен­ности за них. Герой Алек­сандра Исаева Владимир и воплощение забитого интеллигента-бессребреника, и обычного старею­щего мужчины, желающе­го обрести свое счастье, и сына, любящего свою до­водящую его мать, одно­временно жаждущего сво­боды от нее. Роль сложная, но это тот случай, когда актер с героем нераздели­мы, настолько он попадает в типаж.

В этом же спектакле была отмечена также за роль второго плана и Нина Алгунова, сыграв­шая Женю - возможную спасительницу Владими­ра. Простая деревенская девушка - сложная роль. У нее мечты, планы, виды, в том числе и на Владимира. Это персонаж, который растет, развивается, кото­рому сопереживает зри­тель, особенно в перелом­ный момент фактически изнасилования (который, к слову, режиссер сумел обыграть весьма искусно и не грязно).

Кроме того, в номина­ции «Роль второго плана» был отмечен Михаил Кривоносов за воплощение образа Флора Федулыча Прибыткова в «Послед­ней жертве» Брянского драмтеатра. По-своему обаятельный, хоть и стро­гий, расчетливый, но чув­ствующий, понимающий и сопереживающий, держа­щийся светского такта, но прекрасно видящий, чего каждый окружающий че­ловек стоит, - таков его персонаж.

Компанию ему в номи­нации составил Дмитрий Ненахов, исполнивший роль слуги Степана в по­становке «Любовь в стиле барRОСКко». Совершенно комический, плутовской образ, который требует от актера выдерживать нема­лые физические нагрузки: прыжки, падения, отто­ченные и сыгранные, толь­ко усиливают комичность персонажа.

КРОМЕ ТОГО

Сразу пять актеров по­лучили специальный приз жюри. В спектакле «Бах! Бах! Бах!» были отмечены работы Наталии Исаевой, оживившей трогательного, но сложного характером циркового пса Витю, и Егор Краев, сыгравший живьем, что для кукольника весьма сложно и не свойственно, Клоуна Аркашу - хозяина Вити. Дуэт куклы и челове­ка получился очень живым и содержательным.

Жюри отметило и роль Михевны в «Последней жертве» Брянского театра драмы. Ее исполнила Олеся Македонская.

В упомянутом «Вечере» специального приза была удостоена Елена Дигина, сыгравшая Дарью. Слож­ная роль простой преста­релой женщины позволи­ла актрисе показать свой талант. Особо впечатлила сцена с поздравлением по радио, заказанным «Муль­тиком», в которой Дарья как бы и догадывается, что это вовсе не от ее сына, но так истово пытается в это верить.

Никита Калганов, сы­гравший в романтической комедии «Любовь в стиле баRОСКко» графа, внача­ле выводит образ обычного холостяка-гуляки, бегуще­го от обязательств и от же­нитьбы по договоренности. Но в переломный момент его герой вырастает над собой, и это преображение молодому актеру удает­ся показать, а финальный монолог, проговариваемый из зала, вообще перевора­чивает легкую безделицу-комедию почти в шекспи­ровскую драму.

В этом году жюри реши­ло отметить в номинации «Дебют» только одного ак­тера. Им стал Роман Новак из Брянского театра драмы. Его исполнение Фортунио в спектакле «В полночь в саду» оказалось наиболее тонким воплощением об­раза наивного героя, одно­временно преисполненного моралью, которым вертят в своих целях неверная Жа­клин и ее любовник. Впро­чем, для Романа Новака этот сезон оказался богат на роли: мот и приживала Вадим Дульчин в «Послед­ней жертве», пианист Косме МакМун в «Я люблю тебя, Флоренс!» и другие. Так что дебют вышел бо­лее чем уверенный.

За «Оригинальную му­зыку к спектаклю» отмети­ли брянского композитора Александра Стрекалова  («Отважный щенок Бен­джамин»). В номинации «Лучшая сценография» приз ушел к Анастасии Копыловой. В оформленной ею «На войне как на вой­не» на протяжении всего спектакля медленно, как и становление главного ге­роя, вырастает та самая са­моходка СУ-85, на которой ему предстоит дать свой са­мый важный бой.

Кроме того, две специ­альные награды, учреж­денные правлением Брян­ского отделения Союза театральных деятелей РФ, были вручены в этот ве­чер. Премии «Признание» памяти народного артиста России Валерия Афанасье­вича Мацапуры была удо­стоена Татьяна Сычева, а награду «Честь и Досто­инство» получил Влади­мир Мусатов.

Театральная жизнь в Брянске ожила. Внима­нию зрителей - целая рос­сыпь самых разных как по жанрам, так и по настрое­нию спектаклей. Более 20 спектаклей было поставле­но за два года, немало теа­тральных работ держится в репертуаре уже несколь­ко лет. А брянские актеры ждут новых встреч со зри­телями, готовы им дарить свои мастерство и эмоции.

Александр ВАЩЕЙКИН.

Фото: сайты театров.

Комментарии (0)