КАПУСТНИК
«КА-РАН-ТИН!» - с этого выкрика, как с выстрела из ружья, резкого и ломающего логику ожиданий, и начался театральный капустник. Артисты, расположившиеся на сцене с чемоданами, мол, собирались на гастроли, и надпись «МАРТ 2020», выведенная проектором на заднике, - такова метафора событий, перевернувших год назад нашу жизнь, ввинтивших в наш обиход понятия «ковид», «самоизоляция», «социальная дистанция», поставивших вначале на паузу, а затем перенесших в онлайн-режим и театральную жизнь.
Говорят, «беду надо выкрикнуть» - проораться, выговориться и отпустить... Наверно, так было и в этом случае. Мимо темы коронавируса три наших театра-участника капустника - Брянский театр драмы им. А.К. Толстого, Брянский театр юного зрителя и Брянский областной театр кукол - пройти никак не могли, но накопилось немало других тем, мыслями о которых актерам хотелось поделиться со зрителями.
Кукольный Петрушка, на которого силой одевают защитную маску, «культурная вакцинация» как прививка искусством, актеры в хлопчатых защитных халатах - все это было на сцене Брянской драмы, но очень быстро этот «дым событий текущего» рассеивался, уступая место вечным темам творчества и поиска.
Жанр капустника предполагает, что в полушутливой манере актеры разных театров говорят о вещах вполне себе серьезных. Но находят для этого столь нетривиальные форматы, такие ходы, что за смехом читаешь всю серьезность ситуации.
Например, сильный музыкальный номер актеров ТЮЗа «Актеры без угла» на музыку из мюзикла «Собор Парижской Богоматери» был посвящен странствию труппы на период ремонта. Сейчас артисты ТЮЗа дают спектакли сразу на четырех сценах: филармонии, драмтеатра, театра кукол и ДК БМЗ. Интересно, что несколько лет назад также в капустнике обыгрывалась аналогичная ситуация, в которой были кукольники (завсегдатаи помнят номер «Кулинарное шоу» и шутку «А театр кукол будет готовить в котле ТЮЗа»), теперь после возвращения в родные стены уже они дают кров и сцену актерам брянского молодежного театра.
«Драмовцы» решили удивить зрителей сочетанием несочетаемого - русской классики и национальной стилистики. Не просто гоголевский «Ревизор», а мексиканский «РевиЗорро»! Не просто пьеса Островского, а на индийский лад с песнями и огромной головой Шивы! Если чеховский «Вишневый сад» - то в стиле японского театра кабуки с сакурой!
Обыгрывалась и извечная дилемма: любить себя в искусстве или искусство в себе. Зрителей растрогал и кукольный номер бабушки и ее ангела-хранителя.
БРЯНСКАЯ МАСКА
И все же главным событием субботнего вечера на сцене театра драмы стала церемония награждения лауреатов брянского театрального конкурса «Успех 2020-2021».
Более двух десятков работ, выпущенных тремя театрами за два года, отсмотрело и оценило жюри. После спектакля - разборы. То есть для актеров и режиссёров конкурс еще и возможность получить сторонний взгляд, услышать профессиональное мнение.
- Мне кажется, это очень точное название для фестиваля, который имеет столь долгую историю (в этом году конкурс отметил четверть века - авт.). И далеко не каждый регион может похвастаться тем, что есть столь долгоиграющий местный фестиваль, - отмечала на пресс-конференции председатель жюри, театральный критик и редактор профильного журнала «Страстной бульвар, 10» Елена Глебова. - И актерам, и режиссерам надо постоянно работать, но в какой-то момент надо остановиться и услышать мнение со стороны. И брянский фестиваль дает такую возможность, поскольку здесь не просто показ актерских и режиссерских работ, но и обсуждения.
Столичный критик уже была председателем жюри брянского фестиваля несколько лет назад. Профессиональный рост как самих работ, так и актерского мастерства - вот главное, что отметила она у брянских служителей Мельпомены.
Положа руку на сердце надо признать, «ковидные каникулы» стали для брянских театров своеобразной «болдинской осенью». Многие задумки, желания, до которых не доходили руки в предыдущие периоды, за время вынужденного простоя обрели форму, стали живыми спектаклями. Например, так произошло с постановкой «Вечер». Эту драму по произведению белорусского драматурга Алексея Дударева ставили на разных сценах. Так, в Чите это успешно сделал Н. Березин, а на сцене играл Вениамин Прохоров. Актер уже десять лет как из Забайкалья перебрался на брянские подмостки, а спектакль его не отпускал. Вот за время вынужденного простоя он вместе с Иосифом Камышевым и Еленой Дигиной восстановил мудрый и светлый «Вечер» уже на нашей сцене.
Отличительный момент этого фестиваля - жюри просматривало спектакли, некоторые из которых еще «не распробованы» зрителем, их премьеры состоялись или перед введением самоизоляции, или вскорости после снятия ограничений, некоторые проходят в эти дни. Таковой оказалась судьба «военных» постановок. Брянские театры готовились в год 75-летия Победы порадовать зрителя, но премьеры отложили на 2021-й. Спектакль ТЮЗа «На войне как на войне» (режиссер Анна Троянова) - пример работы с «лейтенантской прозой». В его основе лежит произведение Виктора Курочкина, в котором молодой и необстрелянный младший лейтенант Саня Малешкин (в исполнении Виктора Коновалова) завоевывает авторитет у матёрой команды и превращается в настоящего боевого командира самоходки СУ-85.
Или спектакль «Бах! Бах! Бах!» театра кукол, который поставила Лариса Леменкова, - пример совершенно необычного ракурса: война глазами собаки. Здесь история верности и предательства, геройства и самопожертвования, дружбы и любви, а война - это страшная всеразрушающая сила, весь ужас которой обрушивается на самых маленьких и беззащитных.
Еще одна отличительная черта сезона 2020-21 для брянских театров - уверенные шаги на территорию вокала. Жанр мюзикла, сочетающего драматургию, хореографию и песенные номера, явно нравится зрителю, оттого и брянские театры стали его осваивать.
Например, спектакль ТЮЗа «Три мушкетера», поставленный на брянской сцене Вячеславом Шляхтовым из Москвы, вернет взрослых зрителей во время выхода известного советского фильма о Д’Артаньяне, а для молодого поколения откроет увлекательный мир приключенческих романов Александра Дюма. В нем использованы знакомые и любимые песни «Констанция», «Один за всех и все за одного» и другие. И вначале это вызывает настороженность - не будут ли тюзовцы звучать вторично по отношению к знаменитому фильму, не проиграют ли в заочной схватке? Нет, звучит свежо, мощно, но одновременно знакомо и любимо, чем подкупает. В целом театр юного зрителя собрал весьма «певучую» труппу, чего стоит Алексей Кочетов, отлично исполняющий роль (и партии) 18-летнего гасконского юноши.
Да и театр драмы уверенно себя чувствует на почве мюзикла. Наивный и рассчитанный на совсем юную аудиторию спектакль «Отважный щенок Бенджамин» поставлен на музыку брянского композитора Александра Стрекалова, а по задумке чем-то напоминает детскую версию знаменитых бродвейских «Кошек». Здесь и постановка танцев, и пластика, и вокальные номера, исполненные молодым поколением актеров Брянской драмы, говорят о том, что и более серьезный мюзикл этой труппе по плечу. Сильна музыкальная составляющая и в другом спектакле этого театра - «Любовь в стиле баROCKко».
Надо отметить, что за «ковидные каникулы» брянские актеры соскучились по зрителю, а зритель по театрам. И это чувствуется по игре с максимальной самоотдачей, и по благодарным аплодисментам. И, пожалуй, главное - зритель за искусство голосует ногами: многие спектакли проходили при максимально возможной наполненности (как пошутили сами актеры на капустнике: «-Зал полный? - Да, полный! На все 75%!»).
За два года в жизни брянских театров произошло немало перемен. Изменилась и сама награда. Теперь лауреатам конкурса «Успех» вместо статуэтки Арлекина вручается «Брянская маска». А вручили их немало в самых разнообразных номинациях.
РЕЖИССЁРСКИЕ РАБОТЫ
Про спектакль «Прощаясь не навсегда», поставленный на сцене Брянского театра драмы Алексеем Дорониным, на страницах «Брянского рабочего» был отдельный и обстоятельный рассказ («Спектакль-эхо», № 52 от 31.12.2020). Сотканное из новелл писателя Ивана Бунина полотно о любви, страсти, эмоциях было хорошо принято и зрителями, и жюри конкурса. Драматургия, режиссерские решения, множество мелких и говорящих деталей, паузы, позволяющие актерам отыграть каждую эмоцию, - все это вкупе принесло спектаклю награду за лучшую режиссуру.
- Брянский театр драмы берет высокую литературу - ставит Бунина, спектакль по которому идет три часа, а публика сидит не дыша! Меня поразило, как после первого акта зритель не вставал, зритель сидел - настолько зал был под впечатлением. И замечательно, когда театр находит такую дорожку в сердце каждого из нас, - делилась впечатлениями от спектакля Елена Глебова.
Но в этот раз лучшими были признаны две режиссерские работы. Другой стала «Снегурочка» Брянского театра кукол, поставленная Иваном Карповым. Это удивительно камерный и органичный спектакль. Маленькие куклы, специально сделанные такого размера, чтобы максимально приблизить их к обрядовым, живут на сцене особой жизнью русской деревни. В этом спектакле отстроено всё: каждое движение кукольника, каждый взмах кукольной руки. Актеры проживают спектакль на сцене наравне с тряпичными героями, но не мешают друг другу, даже в самых массовых сценах, а напротив, усиливают эффект народного гульбища.
Знакомая многим с детства сказка про слепленную снежную внучку оказывается способной поднимать очень много тем: и самопожертвования, и любви, и людской злобы. Так что родители, приведшие своих чад на спектакль, сами вынесут с него немало важного.
Отдельного упоминания достойна музыка данного спектакля. Песнопения, звучащие в нем, хоть и авторские, но столь походят на народные, столь попадают в тему повествования и столь качественно исполняются труппой, что оставляют самое неизгладимое впечатление.
МНОГОЛИКОЕ ТРИО
Несколько раз в последние годы разные составы жюри оставляли брянских артистов без одной из наград «Лучшая мужская/ женская роль». При этом ярких характерных актеров и актрис на брянских сценах достаточно. Может, это уже становится особенностью местного театрального конкурса, но и в этом году призы «первого плана» были присуждены не совсем тривиально.
Приз за «Лучшую мужскую роль» получили Алексей Чубаков и Владимир Аверин, а за «Лучшую женскую» - Оксана Башкатова. Все трое актеров служат в Брянском театре юного зрителя, а были отмечены за один спектакль «Мертвые души». Показательной оказалась и объединяющая формулировка: «Разноликое трио».
Тюзовские «Мертвые души» - это спектакль-переодевание, когда актер за время пьесы перевоплощается в несколько образов, используя маски и костюмы, но главное - полностью меняя характер, мимику и жесты. Что-то подобное в свое время делал гениальный Аркадий Райкин в спектакле-фильме «Люди и манекены». Этот же подход использовало и тюзовское трио,и использовало удачно.
- Спасибо жюри, что они вот так оценили, потому что давать кому-то одному из нас нельзя. Если бы я получил один эту премию, я бы даже расстроился за своих коллег по спектаклю, - поделился с журналистами уже за кулисами Алексей Чубаков.
Чичиков в исполнении Алексея Чубакова подкупает своей реалистичностью: тут и авантюристский дух, и острое чувство неприятия к искусственной действительности, и главное, пожалуй, жалость к герою, потому как он не хотел совершить никакого большего злодейства, чем многие куда более высокие чины делали. На участь Владимира Аверина в постановке выпала большая часть «контрагентов» Чичикова, каждый из которых Гоголем прописывался как особая ступень деградации человеческого. Солирует ему Оксана Башкатова, на нее тоже пришлось немало гоголевских образов, сыгранных каждый по-своему, но с одинаковой самоотдачей.
Впрочем, на Оксане Башкатовой жюри остановилось, обсуждая и другую постановку ТЮЗа - «Как Зоя гусей кормила». Здесь она великолепно исполнила очень сложную роль, балансирующую на грани безумия и игры в него.
А возвращаясь к «Мертвым душам», актерскому трио надо отдать должное еще и за то, что в спектакле смаковано каждое слово, постановка напоминает своим языком, что «Мертвые души» - это именно поэма, которую Гоголь выписывал с потрясающей мелодичностью и сочностью.
ВТОРОЙ ПЛАН И ЭПИЗОДЫ
А вот на что богат оказался конкурс этого года, так это на награды за роли второго плана и эпизоды. С одной стороны, жюри, понимая, как много накопилось работ, стремилось отметить максимум достойных, с другой - особенности представленных спектаклей диктовали необходимость оценивать максимально широко именно в этих номинациях.
Целую россыпь наград за «Яркий эпизод» взяли актеры из спектакля «Прощаясь не навсегда». Сам характер постановки, объе-диняющей отдельные истории, говорил о том, что нет здесь главных героев (точнее, главные тут сами Любовь и Жизнь, а каждая отдельная история или роль вторичны по отношению к этим субстанциям). Но спектакль так позволил раскрыться здесь актерам, что нельзя было не отметить их мастерство. Оттого были награждены Михаил Лаврушин, Ксения Ланская, Алексей Дегтярев, Ирина Аракелова, Кристина Корзникова. За игру в этом спектакле как за лучшие роли второго плана жюри отметило Юлию Филиппову и Александра Кулькина.
Кроме того, в номинации «Яркий эпизод» за роль Бабы Нюры в спектакле «Люди добрые!» была отмечена актриса Брянского театра драмы Людмила Борисова.
Еще несколько ролей второго плана в других спектаклях также были отмечены жюри. Прежде всего это работа Александра Исаева в уже упомянутом спектакле «Как Зоя гусей кормила». Сложная психологическая современная пьеса Светланы Баженовой очень жизненная: подобные истории, пусть и не возведенные в абсолют, нередки. Это спектакль о родительской и сыновьей любви, способной разрушать. Это спектакль о поступках, сделанных и не сделанных, и ответственности за них. Герой Александра Исаева Владимир и воплощение забитого интеллигента-бессребреника, и обычного стареющего мужчины, желающего обрести свое счастье, и сына, любящего свою доводящую его мать, одновременно жаждущего свободы от нее. Роль сложная, но это тот случай, когда актер с героем неразделимы, настолько он попадает в типаж.
В этом же спектакле была отмечена также за роль второго плана и Нина Алгунова, сыгравшая Женю - возможную спасительницу Владимира. Простая деревенская девушка - сложная роль. У нее мечты, планы, виды, в том числе и на Владимира. Это персонаж, который растет, развивается, которому сопереживает зритель, особенно в переломный момент фактически изнасилования (который, к слову, режиссер сумел обыграть весьма искусно и не грязно).
Кроме того, в номинации «Роль второго плана» был отмечен Михаил Кривоносов за воплощение образа Флора Федулыча Прибыткова в «Последней жертве» Брянского драмтеатра. По-своему обаятельный, хоть и строгий, расчетливый, но чувствующий, понимающий и сопереживающий, держащийся светского такта, но прекрасно видящий, чего каждый окружающий человек стоит, - таков его персонаж.
Компанию ему в номинации составил Дмитрий Ненахов, исполнивший роль слуги Степана в постановке «Любовь в стиле барRОСКко». Совершенно комический, плутовской образ, который требует от актера выдерживать немалые физические нагрузки: прыжки, падения, отточенные и сыгранные, только усиливают комичность персонажа.
КРОМЕ ТОГО
Сразу пять актеров получили специальный приз жюри. В спектакле «Бах! Бах! Бах!» были отмечены работы Наталии Исаевой, оживившей трогательного, но сложного характером циркового пса Витю, и Егор Краев, сыгравший живьем, что для кукольника весьма сложно и не свойственно, Клоуна Аркашу - хозяина Вити. Дуэт куклы и человека получился очень живым и содержательным.
Жюри отметило и роль Михевны в «Последней жертве» Брянского театра драмы. Ее исполнила Олеся Македонская.
В упомянутом «Вечере» специального приза была удостоена Елена Дигина, сыгравшая Дарью. Сложная роль простой престарелой женщины позволила актрисе показать свой талант. Особо впечатлила сцена с поздравлением по радио, заказанным «Мультиком», в которой Дарья как бы и догадывается, что это вовсе не от ее сына, но так истово пытается в это верить.
Никита Калганов, сыгравший в романтической комедии «Любовь в стиле баRОСКко» графа, вначале выводит образ обычного холостяка-гуляки, бегущего от обязательств и от женитьбы по договоренности. Но в переломный момент его герой вырастает над собой, и это преображение молодому актеру удается показать, а финальный монолог, проговариваемый из зала, вообще переворачивает легкую безделицу-комедию почти в шекспировскую драму.
В этом году жюри решило отметить в номинации «Дебют» только одного актера. Им стал Роман Новак из Брянского театра драмы. Его исполнение Фортунио в спектакле «В полночь в саду» оказалось наиболее тонким воплощением образа наивного героя, одновременно преисполненного моралью, которым вертят в своих целях неверная Жаклин и ее любовник. Впрочем, для Романа Новака этот сезон оказался богат на роли: мот и приживала Вадим Дульчин в «Последней жертве», пианист Косме МакМун в «Я люблю тебя, Флоренс!» и другие. Так что дебют вышел более чем уверенный.
За «Оригинальную музыку к спектаклю» отметили брянского композитора Александра Стрекалова («Отважный щенок Бенджамин»). В номинации «Лучшая сценография» приз ушел к Анастасии Копыловой. В оформленной ею «На войне как на войне» на протяжении всего спектакля медленно, как и становление главного героя, вырастает та самая самоходка СУ-85, на которой ему предстоит дать свой самый важный бой.
Кроме того, две специальные награды, учрежденные правлением Брянского отделения Союза театральных деятелей РФ, были вручены в этот вечер. Премии «Признание» памяти народного артиста России Валерия Афанасьевича Мацапуры была удостоена Татьяна Сычева, а награду «Честь и Достоинство» получил Владимир Мусатов.
Театральная жизнь в Брянске ожила. Вниманию зрителей - целая россыпь самых разных как по жанрам, так и по настроению спектаклей. Более 20 спектаклей было поставлено за два года, немало театральных работ держится в репертуаре уже несколько лет. А брянские актеры ждут новых встреч со зрителями, готовы им дарить свои мастерство и эмоции.
Александр ВАЩЕЙКИН.
Фото: сайты театров.
Комментарии (0)