Регистрация
Войти

В БРЯНСКЕ ОТКРЫЛАСЬ УНИКАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА К 10-ЛЕТИЮ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ

В Брянске проходит митинг-концерт «Россия, Крым, Севастополь.10 лет в родной гавани»

Путин лидирует с 87,32% голосов на выборах президента к 07:00 мск

Архив выпусков газеты
19 марта 2024, 09:03
12+

БУДНИ СТАЛЕВАРОВ: МЫСЛИТЬ ПО-СОВРЕМЕННОМУ

17.07.2020, 09:59
19 июля в России отмечается День металлурга

Есть предприятия совсем необычные: в силу расположения, особенностей, традиций, отношения к труду они связывают вместе не только целые коллективы сотрудников, но через семьи, друзей, знакомых, как спрут, обвязывают тысячи человек, делают их благосостояние зависимым от пульсации заводского сердца.

– Я всегда говорю, у нас работает не 3 тысячи человек – с семьями и родными выходит под 12 тысяч. Это огромная ответственность за то, чтобы они были заняты работой, предприятие – заказами. Важно, и чтобы условия труда были наилучшими, чтобы от «Бежицкой стали» не бежали за десять пушечных выстрелов, а в отделе кадров была очередь из желающих работать на одном из лучших производств региона.

С генеральным директором Игорем Мочалиным прибавляем шаг. Территория «Бежицкой стали» – это внушительные площади: три литейных цеха, термообрубной плюс железнодорожные ветки и складские помещения. Строили в былые годы с размахом!

– Может, с размахом, но только без внимания к логистике: одну и ту же деталь приходится по несколько раз гонять из цеха в цех и внутри. А отапливать такие просторища?! Или, например, кислород проводить к агрегатам?! Это все были потери, которые никто не учитывал. Вот поэтому сейчас и вентиляцию модернизируем, и «кислородную» систему меняем на автономную. Тут нужны многомиллиардные инвестиции, чтобы сделать предприятие современным и высокорентабельным, а у наших владельцев – ЗАО «Трансмашхолдинг» – они есть.

ЛОМАЯ ТРАДИЦИИ

– Был на заводе в 2002-м, запомнилась истинная жалость по не надетым «кирзачам» – мои кроссовки были убиты напрочь. Теперь же мы с вами идем по нормальным заасфальтированным дорожкам, – замечаю, пока стоим у здания заводоуправления.

– А культура труда и начинается с таких мелочей: нормальные условия труда и ментальный подход к делу меняют. Да мы и сортиры с душевыми обновляем. Или вот, дошли, – заводская площадь теперь у нас есть. Хорошая, если разобраться, на нее вертолет может смело сесть, если кто в гости пожалует. А так делаем нормальные дороги на всем заводе, но не все сразу. Тут есть еще такой факт – у нас свой «щебень», так что экономия.

Вообще, слово «модернизация» оказалось синонимом тому, что на «Бежицкой стали» происходит последние 2 года. Крупнейшим реализованным проектом стало окончание ремонта АБК ТОЦ. Ранее, ввиду отсутствия собственного административно-бытового корпуса, работникам приходилось «арендовать» помещения в АБК ЛЦ-3 и ходить по улице 500 метров и зимой, и в дождь.

Теперь для удобства работников ТОЦ — современное трехэтажное здание. Общая площадь нового АБК ТОЦ составляет 3125 кв. м. В здании предусмотрены 2 комнаты для приема пищи. Для гигиены работников оборудованы 7 мужских и 3 женских душевых, туалеты. В АБК ТОЦ предусмотрены сушильные камеры для спецодежды, комнаты для хранения хозяйственного инвентаря, вентиляционные камеры. Также в 2019 году велись работы по ремонту АБК литейного цеха № 2. Значительное внимание в ушедшем году уделялось на АО «ПО «Бежицкая сталь» приведению в надлежащий вид санузлов в цехах. Так, проведен их ремонт в помещениях литейного цеха № 1 (пролеты 1, 5, 14), в цехоуправлении теплосилового цеха, в депо (ЦТС).

В рамках инвестиционной программы ТМХ в 2019 году были проведены ремонты кровли производственных корпусов, остекление светоаэрационных фонарей. Преобразилось и «лицо» предприятия – здание заводоуправления, выходящее на проезжую улицу, украсили светящиеся вывески «ТМХ» и «Бежицкая сталь», а также уникальные электронные часы. Рядом с ним организована заводская площадь – здесь разместилась доска почета, стенды с историей предприятия, макет железнодорожной тележки и памятная стела.

Минувший 2019 год прошел для стальзаводчан «под знаком асфальта» – таких масштабных работ территория еще не видела. В частности, для удобства работников были организованы просторные автостоянки. И на 2020 год планов еще больше.

Не могу удержаться от шутки: «Разруху в клозетах преодолели, а что в головах?»

– У нас можно приходить работать и зарабатывать, зарплата у рабочих точно выше средней по городу, хотя это тяжелый труд, – парирует директор, – но действительно, многие люди привыкли отсиживаться. Сделали работу от пункта «А» до пункта «Б» и считают, что этого достаточно.

– А что надо?

– Надо каждый день думать, чем я помог сделать лучше себе и своему предприятию. У нас запущена система оплаты предложений по производственным улучшениям. Мы их называем ППУ (хотя это мировая практика). Самые разные идеи: от скорости выпуска металла до места расположения тумбочки – успех складывается из мелочей, главное, этим загореться. Я хочу, чтобы на «Бежицкой стали» работали люди, у которых горят глаза.

Да, таких людей на предприятии с недавнего времени хватает. Например, фасад заводского здания украшает табличка с именем Владимира Сенькова. Он лидер среди рационализаторов за прошлый год. Суммарно его предложения по улучшению сэкономили предприятию почти 4 млн рублей.

Его рационализаторское предложение № 1982 «Применение модернизированных металлоконструкций сводов» — проекция авторской мысли. И этот концепт принес предприятию значительную экономию. С февраля 2019 года на электродуговых печах ДПС-15 электросталеплавильного участка ЛЦ-3 успешно применяются своды с модернизированной металлоконструкцией: удалены ребра жесткости по конт уру трубчатого водоохлаждения, что снижает термические напряжения в режиме постоянных теплосмен. Также была разработана схема по футеровке свода новой конструкции.

ПОМНИТЬ ВСЕ

С генеральным директором продолжаем двигаться в сторону термообрубного цеха, в самое сердце завода. Невольно взгляд останавливается на ряде табличек, уставленных рядом с недавно посаженными деревцами.

– А это аллея заводской славы. В прошлом году высадили 21 дерево с именами тех, кто стоял у основ завода, наших партизан, а также тех, кто и потом прославлял предприятие трудовыми успехами, – говорит директор, – вообще, в стране правильный сейчас вектор на возвращение уважения к Человеку труда, вот и в Конституцию соответствующую поправку внесли.

С фотографий глядят фронтовик, директора завода, рационализаторы прошлых лет. У каждого кратное описание былых свершений на благо завода и Брянщины. Долго беседуем, даже в какой-то момент ловлю себя, что приехавший в наш регион директор знает об истории предприятия больше моего.

ГОРНИЛО

Нельзя посетить сталелитейное производство и не увидеть «разливочный участок».

 – Каску! Очки! Маску! – строго произносит генеральный директор.

 – COVID-19? – пытаюсь пошутить.

– Нет, у нас всегда такие требования. Это культура труда, безопасность и жизнь человека. Лучше мы будем всеми способами его приучать к тому, что в цеху без каски и респиратора быть нельзя, чем ждать несчастного случая. Я и от своих заместителей требую, и от рабочих, и от гостей производства.

Заходим в ЛЦ-3 – здесь гудят электропечи. С ними скоординирована и немецкая формовочная линия. Есть на предприятии и Мартен – последний в Европе, но эта технология, отслужившая с добрый век отечественной металлургии, тихо уходит в прошлое – будущее за автоматикой.

Специальные прессы выдают формы, те по колесам конвейера едут к рабочим, которые делают установку в форму «стержней» – особых деталей, обеспечивающих в готовом литье пустоты. Под разливочный ковш приезжает уже сформированная сложная структура, и главное здесь – обеспечить равномерное и в необходимом объеме ее заполнение жидкой сталью.

В свои годы многие советские писатели наполнили с десяток страниц описанием текущей металлической струи: сравнивали и с огненной рекой, и оранжевым фонтаном, и покоренным драконом. А вот сами сталевары говорят, что металл всегда выходит разный: и льется по-иному, и цветом выходит совсем другим, но главное, чтобы форма оказывалась заполненной, как того требует технология.

– А что это за деталь будет? – спрашиваю у генерального директора.

– Это рама боковая усиленная. Чтобы вы понимали, мы выпускаем балки и рамы для железнодорожных составов, каркасные тележки, автосцепки, поглощающие аппараты. Но рынок диктует, что надо быть более гибкими, например, мы имеем производственные мощности перетянуть из других предприятий холдинга мелкое вагонное литье, а также производство колесных центров. Сейчас над этим активно работаем. Технология должна быть качественной и рентабельной.

Как оказалось, реализуется программа перевода выпуска колес с Новочеркасского вагоностроительного завода на бежицкие мощности. Уже сейчас литейный цех № 2 выполнил задачу по изготовлению 9 позиций заготовок в объеме месячной потребности электровозостроителей. Колесные центры (8тс229008) для электровозов серии ЭП1М изготавливаются только на «Бежицкой стали». Для обеспечения поставок колесных центров всех модификаций для НЭВЗа ведутся работы по модернизации системы регенерации участка, организован трехсменный режим работы. Сотрудники литейного цеха № 1 и ТОЦ в условиях падающего рынка крупного вагонного литья имеют возможность переквалифицироваться и занять новые рабочие места.

САМЫЙ ШУМНЫЙ

Зайдя в термообрубной цех, уши сами запросились прикрыть их чем-нибудь. Гул, стоящий здесь, для непривычного человека кажется каким-то немыслимым. Именно здесь трудятся сварщики и обрубщики.

Готова я отливка – очень сильно отличается от необходимой детали, разного рода отливы и прочие вещи нуждаются в доработке. Делают пока это вручную. Труд тяжелый, но, как говорят сами работники, оплачивается хорошо.

– Я сюда за домом пришел. У меня четкий план – за 3 года построить дом для нас с женой, а там видно будет. А сейчас получаю на обрубке свыше 60 тысяч рублей. Вот взял дополнительную смену – живу как «барсик». Понятно, что работа вредная, так я пока молодой, – честно признался парень в цеху.

Это место для тех, кто не боится тяжелого труда. Бригада и поможет, и научит, главное – влиться в коллектив. Предприятие усиленно поддерживает выполнение внутренних работ силами самих заводчан: для себя сделаешь лучше, и копеечка в кармане работника – тоже стимул. Например, коллективная стройбригада ЛЦ-3 приняла решение сделать на некоторых участках цеха топпинговые полы, там, где они необходимы. Эксплуатационные характеристики — повышенная прочность, стойкость к механическому воздействию — позволят такому полу прослужить долгую службу.

— Возможность дополнительного заработка, конечно, привлекает, — рассказывает стропальщик Игорь Кучанов. — Это могли сделать подрядчики, но руководство доверило эту работу нам. И мы его оправдываем. Естественно, мы приложим все знания и усилия, чтобы выполнить эти работы максимально качественно. Делаем на совесть — делаем для себя! Возможность дополнительного заработка — мера социальной поддержки руководства.

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Участок обрубки и сдачи автосцепки — «конвейер» по обработке сцепных устройств, осуществляющих соединение железнодорожного подвижного состава друг с другом. Здесь в смену на шаблонке трудятся десять обрубщиков, средняя выработка — 10 автосцепок. Правда, с оговоркой: некоторым удавалось обрубить и по 14. Однако сложный трудоемкий процесс берет не количеством, а качеством. Вводные формулы успеха известны: осматривай отливку внимательно — работу делай на совесть.

Литье на участок попадает после обработки на сервоприводе. Первостепенная задача работника — визуальный осмотр на предмет дефектов.

- Зоркий глаз, как говорят у нас на участке, — рассказывает старший мастер Андрей Лысенко, — это 50% сделанной работы. Естественно, устранение недочетов — технологический процесс, требующий определенны х знаний, опыта и умения грамотно распределять силы. Главное в нашей работе — на первоначальном этапе, до обработки, увидеть несовершенства. Знаете, чего боится брак? Пары «рентгеновских» глаз опытного рабочего — их сложно ввести в заблуждение.

Денис Вячеславович с мастером солидарен. Свой профессионализм он оттачивает на этом участке уже два года. И знает точно: искусство увидеть вовремя дефекты также важно, как грамотная заварка и подгон по шаблонам. В автосцепке их, к слову, более 30. Каждый весит более пяти килограммов.

Говорят, нет объективно хорошего или объективно плохого. Есть самоанализ, результат которого определяется личным выбором человека.

- Работать и работать удобно,— рассуждает Денис Сорокин, — принципиально разные вещи.

Проект «Эталонное рабочее место» стартовал на его участке недавно. За две недели рабочее место обрубщика преобразилось. В пику скептикам отметим: да, кардинальных изменений нет. Это все то же рабочее место сотрудника, где шлифмашинка «высекает» гейзер ослепительных искр, а от пневмомолотка закладывает уши.

Однако изменился подход к пониманию правильного рабочего места. Визуализация, цветовая индикация, рациональное расположение инструментов, шаблонов, стандартизация — элементы системы «5С» в действии. Что изменилось после введения эталонного рабочего места? Четкое расположение рабочего инвентаря позволяет быстрее ориентироваться. Если раньше на поиск, скажем, шаблона могло уйти несколько минут, теперь — секунды.

- А как иначе, — комментирует Денис Вячеславович. — Сейчас все под рукой. Вот сменное задание, вот инструменты — бери и работай! И, честно говоря, трудиться на таком рабочем месте приятнее, а значит, продуктивнее. Помимо строгого соблюдения технологического процесса и правил охраны труда, следишь за порядком. Внедрение элементов бережливого производства — это не для галочки, это конкурентное преимущество.

Можно ждать, когда перемены назреют сами. Когда «пожарная сигнализация» даст сбой и оповестит об их необходимости в утвердительной форме. А можно поступить, как обрубщик Денис Сорокин: попросить помощи у своего мастера, у куратора по внедрению БП в вашем цехе и с их помощью сделать свое рабочее место образцовым. Не потому, что поставили такую задачу, а потому, что так удобнее.

***

«Преображение» – это слово долго крутилось в голове на обратном пути к проходным. Видно, что предприятие переживает трансформацию, а может, в чем-то и ломку, для проработавших 35-40 лет по старому некоторые новации кажутся странными и ненужными, некоторые пугают.

– Игорь Валерьевич, а ведь люди всегда в штыки встречают что-то новое, а здесь – так тем более, такую деятельность развели!

– Встречают, многие даже сходят с дистанции, а те, кто готов перестраиваться, видят результаты и успехи. Мы, например, становимся центром компетенции механической обработки литья всего Трансмашхолдинга – это огромный труд, но и огромные оборотные средства, огромные прибыли для предприятия и зарплата для людей. Ударил ли по нам коронавирус? Да, но так же, а может, и сильнее, по нашим конкурентам. Есть ли у нас программы развития – однозначно. И здесь наша сила в том, что мы составная часть Трансмашхолдинга, мы – семья.

Но и завод должен понимать, что есть новые реалии и новые требования, которым надо следовать.

– Мы с вами подошли к новым проходным завода. Можно ли сказать, что это вход в новую жизнь «Бежицкой стали»?

– И да, и нет. Я хочу, чтобы каждый работник, ступая на завод, делал что-то лучшее и хорошее для нашего предприятия. И да, у нас рядом с проходными появится заводской музей. Очень хочется, чтобы он наполнялся рекордами и славными страницами. Ведь в 1940-х завод выдавал 100000 тонн стали, за прошлый год мы выпустили более 60000 тонн, как видите, есть к чему стремиться.

Сергей МАТВЕИН.

Комментарии (0)